Пользовательского поиска
|
Исторически расовая теория изжила себя
и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не
используется больше как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в
западных странах и в настоящее время.
Естественно-правовые взгляды берут
свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами
Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных,
справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.
Естественно-правовая теория прошла
сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны
со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения,
и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому
государству.
Естественно-правовая теория
происхождения права нередко называется в научной литературе договорной теорией
или теорией договорного происхождения права.
Подобно классическим учениям
XVII-XVIII веков, современные естественно-правовые теории признают
существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального
порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют
естественным правом.
Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от
предшествующих трактовок.
По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом
изменились, прежде всего, взгляды на человека как носителя естественных прав.
Естественно-правовые воззрения и современной юриспруденции, иначе говоря,
сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.
Одной из распространенных на Западе
теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее
видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг
(1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и
известный «ревизионист марксизма» К.Каутский (1854-1938).
Ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или рационалистические и нравственные мотивы», как