Пользовательского поиска
|
государства.
Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим
законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами
управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также
общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование
федеративного государства как единого целого.
Существует
также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами
власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной
власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим
ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти
относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и
идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в
компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о
формировании органов власти на своей территории, принятие своего
законодательства, иногда налоговая политика.
Как
уже говорилось, федерация как особая форма государственного устройства начала
возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной
буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером
федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.
Сейчас
эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и
средних по территории демократических государств, особенно многонациональных,
где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении
государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому
пример).
Третьей
формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как
уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие
юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.
Конфедерация
- это, по словам, Алексеева С.С., «государственный союз государств». То есть ни
одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного
суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и
управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию,
полицию и т.д.
Конфедерация
возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных
целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности:
внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве,
экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов
управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или
контрольные органы.