Пользовательского поиска

художника, с его позицией, с его реакцией на обстановку в стране, на проблемы экономической, политической, литературной жизни.

Об этом свидетельствуют дневниковые записи писателя. Их публикация — дело будущего. Сейчас важно подчеркнуть, что мысль и душа его откликались на все сложнейшие вопросы времени. Его тревожили события в Венгрии, Чехословакии, Польше, позднее введение наших войск в Афганистан. Он восхищался выступлением академика А. Д. Сахарова (“глубочайший анализ современного состояния человечества”), ему близок был призыв ученого “преодолеть разобщенность”.

Он не перестает возмущаться нашей бесхозяйственностью, бюрократизмом, бездумным планированием, бессмысленным вложением огромных средств в сельское хозяйство, рабской покорностью тружеников, самодовольством чиновников, бесталанностью правящих кругов (“Везде серость, бездарность, равнодушие”, “Нами правит посредственность. Да и вообще возможна ли яркая личность в правящих инстанциях?”).

Любые проявления бестолковщины заставляли его думать обо всей стране. “И так по всей России. Из года в год. Да что же это такое? Да, немцы нас не разбили, а бюрократизм, может быть, и разобьет”. “Неужели бестолковщина в крови у русского человека?” Трагически переживая спад общественного самосознания, отмечая всеобщую усталость и разочарование, Абрамов одновременно жадно следит за любым проявлением свободолюбия, духовного здоровья, социальной и нравственной активности будь это отдельные события, книги, разговоры, поступки рядовых или выдающихся личностей. Тогда появляются и иные, радостные, интонации: “Процесс, начатый XX съездом, не остановить”. “Живая вода везде. Не только в деревне, но и в городе”.

Глубина постижения времени и вечности доказывается и проверяется поведением художника его книгами, словом, гражданской позицией. Писатель, как и все прочие люди, подвергается испытанию на человечность, на подлинность социального и гуманного самосознания. В такие минуты происходит или утверждение, победа духа или разрушение его. В такой сложной ситуации оказался Абрамов, как и другие деятели культуры, в пору разгрома “Нового мира”, в пору исключения Солженицына из Союза писателей.

Поведение Абрамова тех лет, его мучительные сомнения и решительные действия обогатили его как художника, обусловили социально-нравственную,

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта