Пользовательского поиска
|
Анализируя сущность религии, Рассел,
как и предшествующие авторы, находит в ней психологические корни. Он говорит о
том, что религия строится не на убеждениях, а на чувстве. Чувство, вступая в
область веры, порождает суждения о добром и злом.
Рассел считает, что суть религии — в
свободе от ограничений, в стремлении к цельной жизни, освобождающей людей из
тюрьмы суетных желаний и мелких мыслей. Но освобождение приносит только та
религия, которая обходится без догматических оков. Ибо догмы, противоречащие человеческому
естеству, превращаются в кандалы.
Главная мысль произведения Рассела в
том, что необходимо сохранить религию, не зависящую от догм. В частности, в
христианстве ему хотелось бы сохранить основные нравственные постулаты:
поклонение, смирение и любовь.
Поклонение развивалось и изменялось по
мере изменения и развития человека. В неразвитых религиях оно могло быть
вызвано одним лишь страхом: поклонялись всему, что обладало могуществом. Этот
элемент присутствовал и в поклонении Богу. Но затем страх все более и более
вытеснялся любовью, и во всяком развитом культе он уже полностью отсутствует.
Как только страх преодолевается, приходит радость созерцания. Но поклонение —
это не только радость: рядом с ним должно быть благоговение и ощущение тайны.
Когда в мире много зла и
несовершенного добра, никакая правдивая религия не даст душе желаемого покоя,
не освободит человека от необходимости действовать. Но она может все же дать
смирение перед злом, устранить которое не в нашей власти. Христианство верит,
что существующее зло, поскольку оно находится в согласии с волей Божьей, на
самом деле не может быть злом.
Это воззрение, по мнению Рассела,
требует изменения наших критериев добра и зла, ведь значительная часть
существующего, на любой непредубежденный взгляд, является злом. Более того,
доведенная до логического конца, такая вера не оставляет действие без мотива,
ибо предлагаемое ею основание для смирения, а именно: "Что ни происходит,
все к лучшему" — делает наше стремление к лучшему излишним.
Что касается любви, то ее Рассел разделяет на два вида: избирательную, земную любовь к тому, что приносит радость, что прекрасно или хорошо; и беспристрастную, небесную любовь, изливающуюся на все без различия, на самое хорошее и самое плохое, самое великое и самое ничтожное. У такой любви нет противоположной ей ненависти. Для божественной любви разделение мира