Пользовательского поиска
|
остров любви”, издание которого
положило начало развитию русской любовной лирики. Но аллегорическое изображение
любви, традиции которого идут еще от средневекового “Романа о Розе”, не имело
продолжения в русской литературе, так как Тредиаковский прервал эту традицию в
своем переводе романа Тальмана. Последующими поэтами были восприняты традиции
“Стихов на случай” (приложенных к “Езде в остров любви”), многие из этих
стихотворений превратились в любовные песни и были очень популярны в середине
18 века. Тема любви не получает своего развития в творчестве М. В. Ломоносова
(в его стихотворениях более прославляется любовь к Родине), но она ярко
проявляется в произведениях А. П. Сумарокова, который воспевал любовь во
многочисленных эклогах, идиллиях, песнях, продолжая традицию описания любви как
страсти, начатую В. К. Тредиаковским, также он продолжает использовать образы
античных богов в описании любви, в его творчестве, в отличие от Тредиаковского,
появляется мотив неразделенной любви. Хотя Сумароков еще не выходит за рамки
классицизма, его творчество (а особенно песни) является шагом вперед, в нем
появляются личностные мотивы. Но особенно ярко этот мотив проявился в
творчестве А. А. Ржевского, последователя А. П. Сумарокова. Его лирика — это
своеобразный поэтический дневник, запечатлевший движения души читателя.
Поэт-классицист Г. Р. Державин в своих стихотворениях использовал мотивы, во
многом свойственные другому направлению — сентиментализму, он говорил о чувствах
интимных, личных, которые не входили в поле зрения классицизма. В его лирике
любовь становится радостным, светлым чувством, которое не может остаться
неразделенным.
А в это время на смену классицизму
приходит сентиментализм, направление, которое по сути своей призвано отражать
внутреннюю жизнь человека. Сентименталисты стремились к спонтанности, к тому,
что чувства должны отражаться именно так, как требует сердце. Впервые
сентименталистские мотивы получили свое развитие в произведениях М. Н.
Муравьева, который ввел круг основных тем сентиментализма — тема любви и
особенно дружбы, которая для сентименталистов была во многом важнее.
Н. М. Карамзин, создавший теоретическую базу русского сентиментализма, ввел в лирическую поэзию образ всеохватывающей любви. А И. И. Дмитриев, один из ближайших соратников Н. М. Карамзина, продолжил развивать в своем творчестве тему дружеской любви. И только в творчестве Ю. А. Нелединского-Мелецкого любовь между мужчиной и женщиной становится главной темой, и