Пользовательского поиска
|
сентиментализм в значительной степени
рационалистичен, в нем сильна дидактическая установка. Сентименталистов
привлекают не страсти, как классицистов Сумарокова и Тредиаковского, а чувства,
создающие устойчивые отношения между людьми. Социальные и политические
отношения между людьми сентименталисты стремятся обосновать и объяснить также
законами природы. Поэтому они так идеализируют первичные, “естественные” связи
людей — супружеские, семейные, в которых человек проходит первую школу общения
и тем самым воспитывает в себе будущие гражданские добродетели.
Н. М. Карамзин в своей лирике
стремился выразить принципы именно сентиментализма. И поэтому его лирика
отличается стремлением к описанию громадного мира человеческих чувств и,
конечно же, любви. Карамзин-лирик выступил как выразитель эмоционально-субъективного
начала в поэзии. Поэзия для Карамзина являлась, по словам исследователя Н. Л.
Степанова, “средством создать интимно-иллюзорный мир, отгороженный от жизненных
волнений и конфликтов”. “Чувствительность”, любовная тема или философическое
созерцание природы, чуждой суетным треволнениям света, — таков основной круг
тем и эмоций поэзии Карамзина. Для него реальный мир, конкретные житейские
чувства — лишь обман, лишь оболочка чувств идеальных: "Что здесь счастьем
называют, // То едина счастья тень..."
По мнению того же Н. Л. Степанова,
“вся поэтическая система Карамзина подчеркивает это настроение умиления,
грусти, меланхолии, отграничения от “грубой” действительности, используя
нюансы, полутоны, чувствительные эпитеты и эмоционально окрашенные слова
(“кроткие”, “тихие”, “нежные”, “нежнейшие”)”. Вот как эти “нежные” чувства
показаны в стихотворении “Прости”: "Мучительно плениться, // Быть
страстным одному! // Насильно полюбиться // Не можно никому".
Мы попадаем в мир лирики Карамзина и
видим, что автор в своих стихотворениях создает образ человека с тонкой душой и
нежными чувствами. Эти чувства проявляются и по отношению к любимым, и по
отношению к друзьям. Любовь в этих стихотворениях всегда высокая, очищенная от
“бытовой” мишуры. Как, например, в стихотворении “Раиса”: "В восторге, с
трепетом сердечным // И с пламенной слезой любви // В твои объятия упала // И
сердце отдала тебе. // Душа моя в твою вселилась, // В тебе жила, дышала я; //
В твоих глазах я солнце зрела; // Ты был мне образ божества".