Пользовательского поиска
|
поэт рисует вакхическое сладострастие
цыганской пляски: "Неистово, роскошно чувство, // Нерв трепет, мление
любви, // Волшебное зараз искусство // Бакханок древних оживи. // Жги души,
огнь бросай в сердца // От смуглого лица".
В стихотворении “Праздник воспитанниц
Девичьего монастыря” любовь Державин понимает как “сладострастную заразу”.
В стихотворении “Возвращение Весны”
приход Весны символизирует начало любви. И когда “Вся природа торжествует,
празднует весны приход”, то вместе с Весной возвращается и любовь: "С нею
жить летят эроты: //
Без любви нельзя и вам".
Немного трансформируется этот образ в
стихотворении “Мечта”, в нем любовь тоже символизирует начало, но не начало
цветения, а начало дня. Центральный образ этого стихотворения — заря, но эта
заря идет не с неба, она исходит от человека: "Рекою искры упадали // Из
рук его, во тьме горя, // И розы по лицу блистали, // Как утрення заря".
И огонь этой зари поражает сердце
любовью: "Одна тут искра отделилась // И на мою упала грудь, // Мне в
сердце, в душу заронилась — // Не смела я дохнуть".
Любовь в этом стихотворении — это
что-то инородное, проникающее в душу извне и зажигающее ее “пламенем мечты”.
Такое же понимание любви, как силы,
поражающей извне, присутствует еще в некоторых стихотворениях Державина.
Поражение любовью чаще всего происходит с помощью стрел Купидона — бога любви.
Рядом с античным божеством любви появляется и славянское божество — Лель.
Стрелы Купидона вносят яд любви, который
становится неотделимым от души человека. Очень ярко об этом говорится в
стихотворении “Анакреон в собрании”: "Он у той блистал во взглядах, // У
иной блистал в улыбке // И пускал оттуда жалы, // Как лучи пускает солнце".
Но любовь, проникшая со стрелами
Купидона, не только радует, но и жалит, и мучает: “И душа б твоя томилась,
Уязвленная любовью”. И все-таки любовь и радость рядом, что подтверждается
стихотворением “Спящий Эрот”, героини которого, Грации, привязывают к себе
Эрота, и, вследствие этого: “Неразлучны с тех пор стали, — // Где приятность,
там любовь”.
Герой
стихотворения “Анакреон у печки”, видя, как “острейшими стрелами” бог любви
разит сердца, заметил так: “Как бабочка от свечки //
Сгорю, — сказал, — и я”, утверждая тем самым, что чаша сия не минует никого,