Пользовательского поиска
|
После В. К. Тредиаковского появляется
целая плеяда талантливейших поэтов, которые продолжали разработку поэтического
языка и новых форм лирики.
Одним из поэтов — младших
современников В. К. Тредиаковского — был гениальный русский ученый и поэт М. В.
Ломоносов.
В “Письме о правилах русского
стихотворства” М. В. Ломоносов изложил принципы, завершавшие реформу русского
стихосложения, начатую Тредиаковским. Он также разрабатывал вопросы
поэтического языка и стиля, указал на практическую необходимость выделения трех
главных штилей: “высокого”, наиболее насыщенного элементами старинной
книжности, “среднего”, составлявшегося из “речений больше в российском языке
употребительных”, и “низкого”, куда принимаются слова и выражения, которых
вовсе нет в церковнославянском языке, а также допускаются “простонародные
низкие слова”.
Главнейшие особенности поэтического
стиля М. В. Ломоносова, такие, как торжественный тон, яркие метафоры и
сравнения, четкий ритм, символы и аллегории, — все это убедительно доказывает
то, что Ломоносова всегда интересовали монументальные, величественные картины
жизни. Он запечатлевал в своем творчестве только то, что, по его мнению,
остается на века: государственные события (например, победы русского оружия),
величественные явления природы и так далее. “Сила и мощь ломоносовского поэтического
“я” в его уверенности, что он вправе говорить от имени нации и выражать ее
чувства”. И поэтому Ломоносов считал свою поэзию выражением общих, а не
индивидуальных чувств: "Творец и царь небес безмерных, // Источник лет,
веков отец, // Услышь глас россиян верных // И чисту искренность сердец".
Ломоносов не считал возможным перейти
от общего к частному и индивидуальному, от голоса народа, нации — к выражению
индивидуального чувства, так как это значило бы, по мнению Ломоносова, “из мира
вечных ценностей перейти в сферу эгоистических интересов сословий и людей, это
значило превратить поэзию из силы, равновеликой государству, религии, истории,
в забаву, игрушку, прихоть”. Именно поэтому он так непримирим к лирике любви:
"Мне струны поневоле // Звучат геройский шум. // Не возмущайте боле // Любовны
мысли ум, // Хоть нежности сердечной // В любви я не лишен, // Героев славой
вечной // Я больше восхищен".
В “Разговоре с Анакреонтом” Ломоносов, отвечая на оду Анакреонта, в которой тот умоляет нарисовать портрет своей возлюбленной, просит нарисовать