Пользовательского поиска
|
Далее Тредиаковский вводит прямое
обращение Тирсиса к Аминте, которое еще более отходит от отвлеченного описания
и приближается к еще более конкретному описанию сцены любви: “Ах! — вскричал я
велегласно, // Схвативши ее рукою, — // Как бы то наяву власно, // Вас бы,
Мила, косою // Ссечь жестока смерть дерзнула! // Ох и мне бы не смиловать, // Коли
б вечно вы уснула!”
Потом я стал ту обнимать".
Метафору любви-смерти, изящно
выраженную у Тальмана, Тредиаковский заменил настоящей, а не метафорической
смертью, так же, как в первой строфе словом “нагая” он подчеркивает смысл
происходящего во сне.
Во второй же части романа развивается
новая, по сравнению с первой, точка зрения на любовь вообще — как на смысл и
основу жизни, как на ее главное содержание и наполнение. Тирсис, истомленный
разлукой с Аминтой, находит утешение, воспевая любовь: “А сердце мое, привыкшее
всегда к любви, не зная, куда девать несколько еще горячия моя страсти, которая
мне осталась по разлучении с Аминтой, и оно не могло ни по какой мере привыкнуть
к так леностной жизни, какова была оная, которую я препровождал в
беспристрастности. Тогда я, к увеселению моему изложив следующую двуистишную
песенку, пел оную на всякий день один с собой: "Без любви и без страсти //
Все дни суть неприятны. // Воздыхать надо, чтоб сласти
Любовны были знатны. // Чем день всякий провождать, // Ежели без любви жить?
Буде престать угождать, // То что ж надлежит чинить?”.
Понятием “страсть” Тредиаковский
переводит такие понятия, как “нежность” и “желание” у Поля Тальмана.
Но еще шире, чем в переводе и
переработке стихов Тальмана, концепция любви Тредиаковского показана в его
оригинальных песнях, напечатанных в приложении к “Езде в остров Любви”, в
“Стихах на разные случаи”. В “Прошении любве” говорится о всеобщей власти этого
чувства: "Покинь, Купидо, стрелы:
Уже мы все не целы, // Но сладко уязвлены // Любовною стрелою //
Твоею золотою; // Все любви покорены".
В этих строках Тредиаковский передает
всевластие любви и любовного чувства с помощью образа стрелы Купидона. Через
все стихотворение проходит тема сладостной муки и мучительного счастья любви:
"Любовь всем нам не скучит, // Хоть нас тая и мучит. // Ах! Сей огнь
сладко пышет".