Пользовательского поиска
|
Русская
любовная лирика в XVIII веке
Введение
Любовная лирика как разновидность
письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском
фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не включала
земную, чувственную любовь в круг своих тем. И в древнерусской литературе не
обнаруживается мощной традиции, связанной с культом земной, чувственной любви.
Западноевропейская любовная культура
уходит своими корнями еще в античность. Одним из первых философов, развивавших
эту тему, был древнегреческий философ Платон. В своих диалогах, таких, как
“Федр”, “Пир”, Платон разрабатывает свою теорию любви. Любовь, по Платону,
имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них,
влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к
возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего
восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое
делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом
человеке то, что скрыто от других, нелюбящих.
Итак, следуя Платону, можно сделать
вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется
свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением
к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление
бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество
произведений о любви.
Ярче всего любовь отражена в античной
любовной лирике. Одним из самых пленительных и неповторимых поэтов была
древнегреческая поэтесса Сапфо, строчки ее стихотворений через тысячи лет
поражают своей искренностью: "Конница — одним, а другим — пехота, // Стройных
кораблей вереницы — третьим... // А по мне — на черной земле всех краше //
Только любимый".
Нельзя не упомянуть и известнейшего
поэта Древнего Рима Катулла, о нем обычно говорят как о певце любви, а Катулл и
Лесбия сделались такой же легендой мировой литературы, как Петрарка и Лаура,
Данте и Беатриче.
В эпоху Средневековья философия любви приобретала теологическую окраску, философы и писатели рассуждали о божественной любви, о любви к