Пользовательского поиска
|
одинаковых по высоте (16 метров)
пролета. Такой тип называется зальным, в отличие от храмов, у которых при том
же плане средний пролет выше и часто шире боковых. Плановая и силуэтная
композиция собора исходили из структуры прибалтийских лютеранских храмов зального
типа с башней-колокольней, завершенной шпилем. Именно он должен был стать
символом утверждения России в устье Невы и символом созидательной силы русского
народа. Шпилевидное завершение церковных колоколен для петровского Петербурга
было типичным явлением, определяющим силуэтный характер застройки города в
первой трети XVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство — деревянный
резной позолоченный иконостас в стиле барокко. Иконостас выполнен под
руководством зодчего и художника И. П. Зарудного (1722 – 1727 гг.) артелью
московских мастеров.
На Васильевском острове формировался
политический центр столицы и по проекту Д. Трезини возводится здание Двенадцати
коллегий (10 коллегий — органы
государственного управления; Сената и Синода). Трехэтажное здание
протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с
раздельными крышами и портиками, соединенных торцами. Все корпуса объединяет
открытая аркада с длинным коридором на втором этаже. По традиции петровского
времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый.
Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства сохранилось только в
Петровском зале. Архитектурной ценностью того времени следует отметить дворец
А. Д. Меньшикова (1710 – 1720 гг.). Трехъярусная ордерная система фасада с
поярусными ритмичными рядами пилястр исходила из художественных принципов
архитектуры итальянского Возрождения. Самым замечательным архитектурным
наследием являются парадные комнаты, облицованные голландскими изразцами, и
парадная лестница с колоннами и пилястрами барочного ордера.
Применение ордеров в архитектуре Петербурга было продолжением традиций, воплощенных во многих сооружениях Москвы более раннего времени. Особенное место в панораме берегов Невы занимает оригинальный силуэт здания Кунсткамеры. Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня. Углы ризалитов и переломов стен башни в сочетании с двуцветной окраской фасада придают зданию нарядный вид. В силуэте башни отчетливо проявляется преемственность традиционных