Пользовательского поиска
|
и кирпича. Особенности архитектурного
стиля можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных
произведений того времени, таких как “Монплезир” и “Эрмитаж” в Петергофе,
здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и т. п.
По указанию Петра I Доменико Трезини
(1670 – 1734) впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые
проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка:
одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных. Французский
архитектор Ж. Б. Леблон (1679 – 1719) разрабатывал проект двухэтажного дома
“для именитых”. “Образцовый проект” напоминает хорошо сохранившийся летний
дворец Петра I, который был построен Д. Трезини в 1710 – 1714 годах в
Летнем саду.
При всей простоте “образцовых”
проектов жилых домов все они отличаются характером фасадов с ритмично
размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний и
фигурными воротами сбоку. В отличие от средневековой застройки русских городов,
где жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в столице
должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт
их застройки и тем самым придавая городу организованный вид. Это
градостроительное новшество нашло отражение и в застройке Москвы. Наряду с
жилыми домами в Петербурге и его пригородах строились дворцы с
представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными
помещениями.
В сочетание с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах — живописное убранство. Создаются загородные и пригородные резиденции с садами. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д. Трезини, является Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский собор (1712 – 1733). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме города на Неве. Собор ознаменовал полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был явлением новаторским. По своему плану и виду он не похож на православные, крестово-купольные пятиглавые или шатровые церкви. Собор представляет прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннее пространство собора расчленяют мощные пилоны на три почти равных и