Пользовательского поиска
|
задумываться не хотел, вынужден
подытожить свой жизненный опыт, и посетовать, что все именно так, а не иначе.
“Когда люди столько мужества приносят
в этот мир, мир должен убить их, чтобы сломать, и поэтому он их и убивает. Мир
ломает каждого, и многие потом только крепче на изломе. Но тех, кто, не хочет
сломиться, он убивает. Он убивает самых добрых, и самых нежных, и самых храбрых
без разбора. А если ты ни то, ни другое, ни третье, можешь быть уверен, что и
тебя убьют, только без особой спешки”.
В конце четвертой книги накануне
побега Фредерика и Кэтрин в Швейцарию, старый граф Греффи, знакомый Фредерика
во время игры на бильярде замечает, что в романе Г. Уэллса “Мистер Бритлинг
видит все насквозь” очень хорошо, по его мнению, показана душа английской буржуазии.
Для Фредерика слово “душа” получает иной смысл.
“— Я не знаю, что такое душа.
— Бедняжка. Никто не знает, что такое
душа. Вы — верующий?
— Только ночью.
Граф Греффи улыбнулся и повертел
стакан в пальцах.
— Я предполагал, что с возрастом стану
набожнее, но почему-то этого не случилось, — сказал он. — Очень сожалею.
— Вы хотели бы жить после смерти? —
сказал я и сейчас же спохватился, что глупо было упоминать о смерти. Но его не
смутило это слово.
— Смотря как жить. Эта жизнь очень
приятна. Я хотел бы жить вечно”.
Судя по всему, граф прожил довольно
легко. Ему посчастливилось миновать неприглядные стороны действительности.
Гарантом его непрерывного благоденствия являются титул, средства, слепое везение.
Приятный и светский эстет, он был бы не прочь присовокупить к своей коллекции
чувств, ощущений, впечатлений еще и набожность. Набожность, конечно, имеет
большее отношение к обрядовой стороне религии, к служению путем выполнения
правил. Набожность в его понимании больше пристала старости. Это своеобразная
попытка заслужить себе место по ту сторону смерти. Вместе со старостью, по
мнению графа, приходит осторожность.
Осторожность подразумевает попытку что-то вымолить или отмолить, на случай, если после смерти вас ждет продолжение. Но Греффи не привык что-либо делать без удовольствия и без азарта, не веря в то, что ты делаешь. Он так и не стал набожным, очень сожалеет об этом, и по этой причине не может молиться,