Пользовательского поиска
|
Лютеранские церкви принимают участие в
экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии,
Казахстане, Киргизии и др.
4.2. Кальвинизм
На втором месте по численности
приверженцев после лютеранства остается, как это было и раньше, кальвинизм. Жан
Кальвин (1509 – 1564 гг.) — один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г.
поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), добился
подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином система протестантизма
— кальвинизм — выражала требования "самой смелой части тогдашней
буржуазии" (Ф. Энгельс). Основы кальвинизма — учение о божественном
предопределении одних людей к "спасению" и других — к
"осуждению". Но это предопределение не исключало активной
деятельности, поскольку, согласно Ж. Кальвину, верующий, хотя и не знает своей
судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он "божий
избранник". Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи
первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими
добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим
мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к
инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета (1553 г.). Основное
произведение Ж. Кальвина — "Наставление в христианской вере" (1536
г.).
Кальвин учил, что всеведущий бог, еще
до сотворения мира, одних людей предназначил "к спасению", т. е. к
рабскому блаженству, а других — к "погибели", мукам ада. Он разъяснял:
если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему
избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует
неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели
в аду.
Таким образом, выходило, что человек
достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью
обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один
верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность,
так как это было бы равносильно спору с самим богом.
Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит