Пользовательского поиска
|
с обрядовой стороной католицизма,
отказавшись от признания особой магической силы — благодати за последними двумя
сохраненными лютеранством таинствами — крещением и причащением; причащение
рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа,
в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови. Гораздо большее
распространение получил кальвинизм. Одним из главных догматов кальвинизма
является учение об "абсолютном предопределении": еще до "сотворения
мира" Бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим —
ад, и никакие усилия людей не могут изменить то, что предначертано Всевышним. С
самого начала кальвинизму была присуща нетерпимость ко всякому проявлению
инакомыслия. Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную
организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облачения,
свечи и т. д.) были отброшены.
Основное место в богослужении заняли
чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских
общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники.
Реформация в Англии нашла несколько
иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. В 1534 г. английский
парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля
Генриха VIII. Со временем влияние протестантизма на английскую церковь
усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. Английская церковь
приняла протестантские догматы об оправдании верой и о "священном писании"
как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях,
о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками,
католический догмат о спасающей им церкви.
Были сохранены литургия и ряд других
характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.
В Шотландии движение за реформу церкви
проходило под знаменами кальвинизма. В конце 60-х гг. XVI в. Мария Стюарт,
опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела
поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская
церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и
равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви,
было ликвидировано епископство и сохранено пресвитерство в духе кальвинизма.