Пользовательского поиска

пищали и тюфяки и бишася 4 дни", ордынцы "по многи дни приступаху бьющиеся и не взмогоша". Ахмед-хан потерял множество воинов и вынужден был отказаться от дальнейших попыток прорваться через угорское устье. "Царь же не возможе берег взяти и отступи от реки от Угры за две версты, ста в Лузе".

Но военные действия на этом не закончились. Сильные ордынские отряды двинулись вверх по реке, чтобы попытаться прорваться через Угру на других "перелазах" и бродах. Летописец сообщал, что "знахари ведяху его ко Угре реце на броды". Но везде ордынцы встречали отпор, на местах возможных переправ стояли русские воеводы с пищалями и "тюфяками". Ахмед-хан "спокушался многажды перелести реку во многих местах, а не могоша воспрещением от русских вои. И много паде срацын его ту, и без числа претопоша в реце".

Сражение на реке Угре было начисто проиграно ордынцами. Как показали дальнейшие события, это предопределило общее поражение Ахмед-хана. В действие вступили факторы, предусмотренные великим князем Иваном III, но оказавшиеся неожиданными и гибельными для хана.

В ближнем тылу ордынского войска против завоевателей выступило население русских "верховских княжеств", временно находившееся под властью Литвы. На подавление этого выступления хан был вынужден послать значительные силы, сняв их с угорского рубежа. На несколько недель активные военные действия на Угре прекратились. По сообщению летописца, Ахмед-хан "распусти вои по всеи земли Литовской, всего в Литовскои земли стоял 6 недель, а градов литовских плени: Мченеск, Белев, Одоев, Перемышль, два Воротинска, старой да новой, два Залидова, старой и новой, Опаков, Серенеск, Мезыск, Козелеск. А всех градов плени 12, а волости все плени и полон вывел".

Здесь летописца можно было бы поправить: все эти "грады" не "литовские", а русские, с русским населением и русскими князьями, только временно попавшие под власть Литвы. Однако в главном летописец прав: выступление "верховских княжеств" надолго отвлекло Ахмед-хана от наступления на Москву, великий князь получил желанную передышку. Он даже завязал переговоры с ханом, преследующим ту же цель — выиграть время. Естественно, что Иван III на какие-либо серьезные уступки ордынцам идти не собирался.

Между тем крымский хан Менгли-Гирей приступил, наконец, к выполнению своих союзнических обязательств, он "воева королеву землю Подольскую, служа великому князю". Нападение на южные рубежи не могло не обеспокоить короля Казимира IV и не повлиять на его политику. Реальную помощь Ахмед-хану он так

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта