Пользовательского поиска
|
Смерть — это только сон, утверждает Э.
По. “В смерти червь превращается в бабочку — еще материальную, но состоящую из
материи, незнакомой нашим органам — иногда, возможно, ее узнает человек,
пробуждающийся ото сна, узнает прямо — без помощи органов — через
месмерического медиума” [2, 57]. Следовательно, смерть в представлении По —
явление не ужасное, а болезненное, за которым следует превращение во что-то
иное, о чем человек может лишь догадываться. Поэтому смерть не противоречит
понятию прекрасного (ибо мы не знаем будущих превращений), а, возможно,
приближает его. Исходя из таких представлений, Э. По и следует рассматривать
его стихотворения о смерти.
Ш. Бодлер, французский поэт-символист,
открывший Э. По для европейского читателя, писал о нем: “Соединенные Штаты были
для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался, как существо,
рожденное дышать. В мире с более чистым воздухом, — громадным варварским
загоном, освещенным газом. Внутренняя же, духовная жизнь По, как поэта или даже
пьяницы, была постоянным усилием освободиться от давления этой ненавистной
атмосферы” [20, 21].
Его герой стремится познать, откуда
происходят его страдания и несовершенство жизни. Он пытается собственными
силами сделать это. Отсюда — новые разочарования и еще большие страдания. Не в
силах выдержать состояния борьбы с миром, в котором он живет, герой По обычно
или гибнет, или сходит с ума, или иным путем уходит из жизни.
Романтизм был значительным этапом в
истории искусства. Его влияние простирается на все последующее художественное
развитие. Он дал истоки реализму, с одной стороны, и модернизму — с другой, в
частности, символизму.
Символизм, с его представлениями о неистинности
земного бытия и идеальных “мирах иных”, на которые реальные явления могут
только намекать, с его стремлениями в “надзвездные пространства” и бегством от
повседневной жизни, во многих мотивах поэтического творчества обнаруживает
связь с романтическими концепциями.
Именно к романтизму восходит
многообразное выражение тоски по несбыточным мечтам, далеким и прекрасным
идеалам в поэзии символистов.
От романтизма у них и культ
музыкальности стиха, и алогизм образов, и воспевание “чистого искусства”.
В этом плане заметной фигурой в романтизме был Э. По, эстетические воззрения и поэзия которого, оставаясь в русле романтического движения, в то же