Пользовательского поиска
|
Все эти особенности романтического
метода были характерны для творчества Э. По. Разгулом смерти, царством черного
ужаса рисуется мир в стихах и новеллах американского писателя, создавшего серию
мрачных, пессимистических образов (“Маска Красной Смерти”, “Ворон” и т. д.).
“Город на море”, “Спящая”, “Линор” — стихотворения, которые во многом создали
Э. По репутацию “поэта смерти”.
Стихотворение “Город на море”
представляет собой описание царства мертвых:
Здесь смерть себе воздвигла трон,
Здесь город призрачный, как сон,
Стоит в уединенье странном,
Вдали на Западе туманном.
(Пер. К. Бальмонта).
В этом городе все мертво, неподвижно,
“покорно лежали под небом меланхолические воды”. Лишь однажды всколыхнулся
воздух — когда поднялся с “тысячи тронов” сам ад, чтобы отвесить поклон
“мертвому царству”. Это стихотворение, написанное в 1831 году, напоминает своей
образной системой рассказ Э. По “Король Чума” (1835) и притчу “Тишина” (1837).
Создается впечатление, что Э. По пытался воплотить символические образы (смерть
на троне, царство мертвых) в поэзии, а рассказы, написанные позднее,
представляют собой как бы “развернутые” и отчасти расшифрованные строки
стихотворения.
Красота у Э. По приобретает новую,
трагическую окраску, она становится частью смерти. Особенно отчетливо это качество
проявляется в стихотворении “Спящая”, которое поэт сам считал лучшим из всего
созданного им в поэзии. Пейзаж в стихотворении напоминает “Город у моря”; время
действия — июль, полночь. Светит “мистическая луна”, “Красота спит!” —
восклицает поэт.
Э. По привлекал ритуал погребения,
сочетание его с ужасным, непонятным для человека таинством смерти и ее
“конкретное”, уродливое проявление:
Любовь моя, ты спишь. Усни
На долги дни, но вечны дни!
Пусть мягко червь мелькнет в тени!
(Пер. К. Бальмонта).
Заметим, что в этом смешении
прекрасного и безобразного Э. По напоминает немецких и французских романтиков.