Пользовательского поиска
|
В своих философских сказках Э. По
утверждал, что “под влиянием односторонних успехов в науке мир состарился
преждевременно” (“Беседа Моноса и Уны”), что отсутствие гармонии между
развитием практической жизни и искусством приведет мир к гибели и вырождению.
Это суждение важно для понимания
эстетических взглядов Э. По, его роли в истории литературы и характера его
творчества. Э. По возлагал на себя задачу поднятия эстетического уровня
американцев, он стремился установить идеальное соотношение искусства и практичности
в американском обществе. Нетрудно заметить связь романтической концепции
двоемирия Э. По с философией И. Канта, хотя, скорее всего, писатель не был
знаком с работами немецкого философа.
Окружающая среда нередко изображалась
романтиками, в том числе и Э. По, не только как нечто недостойное человека, но
и как ненастоящее, неистинное, являющееся пустой видимостью в сравнении с
подлинным, идеальным миром, существующим за пределами ее. Поэтому в их
искусстве можно столкнуться с ощущением действительности как некоего сна.
Герою кажется, что все происходящее с
ним и вокруг него есть только сон, только странная, смутная греза. Подлинное
же, истинное, настоящее бытие лежит за пределами непосредственно существующего.
Эта концепция двоемирия, в свою
очередь, обусловливает возникновение символических тенденций в искусстве [12,
131]. Жизненные явления нередко изображаются романтиками как символы какой-то
другой, нездешней жизни и имеют значение не сами по себе, а лишь как намек на
подлинную и высшую жизнь, скрывающуюся за видимым бытием.
Нередко роль такого символа иного мира
в сутолоке земной жизни играет, как у Э. По, таинственный звук, различимый в
череде мелькающих обыденных явлений лишь чутким ухом поэта. В романтическом
искусстве символистские тенденции в собственном смысле слова не получили
большого развития. Но они предвосхитили символизм как направление искусства
конца ХIХ
века и в этом смысле не прошли бесследно.
Представление о двойственности бытия выражалось в романтическом искусстве чаще всего в переплетении сказочно-фантастического и реально-бытового при изображении жизни. Эти два мира образуют мир единый, но раздвоенный, полный внутреннего брожения, неустойчивости, беспокойства.