Пользовательского поиска
|
присутствует как ассонанс (рифмы, где
совпадают гласные ударные звуки), так и диссонанс (совпадение согласных
звуков). Изобретенная поэтом рифма, повторяющаяся, как эхо, была воспринята в
Европе как “магия стиха” великого поэта.
Э. По использует здесь прием
аллитерации, или созвучия (ассонанса): доминирующий долгий звук [: ]
сочетается с сонорными звуками [l], [n], [r], [m], усиливающими воздействие
рифмы на читателя, создающие дополнительную минорную мелодию.
Конечная рифма нередко является частью
другого приема — рефрена, — когда повторяется целая фраза: “whom the angels
name Lenore — whom the angels name Lenore”. Своеобразная рифмовка в сочетании с
единозвучием и рефреном создают особый монотонный скандирующий ритм и оказывают
гипнотическое (суггестивное) воздействие, вводя читателя в некое состояние
транса, отрешенности. Вот так и достигается “totality effect”.
Еще более значительная роль в поэме
принадлежит рефрену “Nevermore”, который является “ключом” к пониманию поэмы.
Сам По писал, что слово “никогда” “включает предельное выражение бесконечного
горя и отчаяния”. Поэт говорил, что создание этого произведения он начал именно
с повтора. Такой рефрен “сжимает сердце”, а повторенный в конце каждой строфы,
он приобретает неотвратимую убеждающую “силу монотонности”, “представленную в
звуке и мысли”.
Поэту необходимо было выразить свое
трагическое мироощущение, которое было результатом общественных разочарований и
личного сердечного горя. Любимую Виргинию Эдгар По сделал героиней ряда поэм и
новелл, возведя ее трагическую судьбу в некий поэтический принцип. “Смерть прекрасной
женщины есть, бесспорно, самый поэтический в мире сюжет”, “меланхолия является
самым законным из всех поэтических тонов”, — утверждал он в “Философии
композиции”.
Вот почему “Nevermore” в “Вороне” было для него поэтическим словом, полным трагического смысла, словом, определяющим всю тональность поэмы — скорбной и возвышенной. Ворон — это символ безрадостной судьбы поэта. Этот “демон тьмы” не случайно и появляется “в час угрюмый”. В мировой лирике немного произведений, которые бы производили столь сильное и целостное эмоциональное воздействие на читателя, как “Ворон” Эдгара По. О силе этого воздействия говорит, например, массовое восторженное увлечение “Вороном”