Пользовательского поиска
|
burned into my
bosom’s core…” Ему
кажется, что сам Бог послал ему забвенье о Линоре, однако вновь следует ответ:
“Никогда”. Герой в отчаянье умоляет сказать ему, увидит ли он когда-нибудь в
“пределах рая” свою возлюбленную, — “Nevermore” — ответствует ему зловещая
птица. “Be that word our sign of parting, bird or friend!” I
shrieked, upstarting — “Get thee back into the tempest and the Night’s
Plutonian shore! Leave no black plume as a token of that lie thy soul hath
spoken!” — восклицает он, но Ворон сидит и сидит и не с обирается никуда улетать. Герой
в ужасе понимает, что душе его уже не возродиться никогда, и все надежды
напрасны.
Мир символов в поэзии Эдгара По
бесконечно богат и разнообразен, а его источники — многочисленны. Первым и
главным источником символов для По является природа: “Символы возможны потому,
что сама природа символ — и в целом и в каждом ее проявлении”. Язык природы —
язык символов, доступный поэту, и По охотно заимствовал у природы свои символы.
Его стихотворения пронизаны символикой красок, звуков, запахов. Под пером поэта
символическое значение обретают солнце, луна, звезды, море, озера, леса, день,
ночь, времена года и т. д. [18, 154]. Так и в поэме “Ворон” птица является
символом.
Символика По характеризуется тонкостью,
психологической глубиной и поэтичностью. Одна из особенностей поэтической
символики у По заключается в ее сложности, нередко символы у него содержат
двойной, тройной смысл, как, например, в поэме “Ворон”: ворон — птица,
традиционно символизирующая в народном сознании идею рока, судьбы, или, как
говорит поэт, “вещая”, “зловещая птица” (слово “зловещая” состоит из двух основ
— “зло” и “весть”). В таком качестве Ворон и появляется в начале произведения —
как носитель плохой вести. Однако далее, строфа за строфой, образ “зловещей
птицы” обретает еще одно важное значение. “Он становится символом “скорбного,
никогда не прекращающегося воспоминания”. Только у По. Только в этом
стихотворении” [18, 150].
Многозначность, свойственная природе
символа, у Эдгара По всячески подчеркивается. Он видел в символе основу
музыкальности, способность мощного эмоционального воздействия на читателя,
создания у него определенного, необходимого для восприятия произведения
настроения. Поэт рассматривал символы как важный элемент “музыкальной
организации” поэтического произведения.