Пользовательского поиска
|
And his eyes
have all the seeming of a demon’s that is dreaming,
And the
lamp-light o’er him streaming throws his shadow on the floor;
And my soul
from out that shadow that lies floating on the floor
Shall be lifted — nevermore!
В этих строчках проступает образная
идея души, порабощенной прошлым, неспособной уйти из вчерашнего дня в
сегодняшний, а тем более в завтрашний.
Среди причин, обусловивших постоянную
тягу По к мотивам смерти, важное место занимает сама сущность его поэзии.
Главной целью своей поэзии поэт считал душевное волнение, которое должно
передаться и охватить читателя; источником таких волнений обычно бывают те
события человеческой жизни, которые обладают наиболее мощным воздействием: это,
по мнению романтиков, любовь и смерть. Не случайно в стихах Э. По речь идет об
утрате любимого существа.
Смерть у Э. По — это категория не
столько физическая, сколько эстетическая. "Смерть любимого существа всегда
прекрасна", — говорил он. По, в отличие от собратьев-романтиков,
эстетизирует, возвышает смерть, она у него — источник возвышающего душу
волнения. Это связано с особенностью любовного чувства поэта, оно у него
идеально и не имеет ничего общего с любовью “земной”. Также и образ
возлюбленной лирического героя — не “земной”, а “идеальный”. К земной женщине
можно питать лишь плотскую страсть, тогда как душа героя принадлежит небу. Не
случайно и имена героинь По экзотические — Линор, Лигейя, Улялюм.
“Среди романтиков По был символистом”
[18, 146]. Его привлекала в символе многозначность и неопределенность, его
суггестивность (т. е. внушение). Символы у Э. По не содержат в себе какой-то
конкретной мысли, они не рационалистичны, напротив, они — воплощение целого
комплекса переживаний лирического героя, связанных со “смутно воспоминаемым”,
“ушедшим в небытие” временем. Многие стихотворения поэта содержат самые
разнообразные символы, в том числе и “Ворон”.
Центральный образ-символ в поэме —
Ворон. Динамика, развитие сюжета произведения тесно связаны именно с образом
Ворона. Но это не просто развитие сюжета, это и движение от прошлого к
настоящему (от воспоминаний о Линор к настоящим событиям в полночный час в
комнате лирического героя), это еще и движение в настроении, эмоциональной
напряженности действия — от печали к мраку безысходного отчаяния. И движение
это создает символ.