Пользовательского поиска
|
туманное, непостижимое”. Образы его
поэзии не вызывали в памяти картинки действительности, но будили ассоциации
неясные, отдаленные, зловещие или меланхолические, величественные и печальные”
[18, 12].
Большую роль в достижении эффекта
играет интонация. Э. По считал, что здесь наилучшим образом подходит
меланхолическая интонация. “Прекрасное любого рода в высшем своем выражении
неизменно трогает чувствительную душу до слез” (80). На протяжении всего
произведения поэт использует нарастание щемяще-трагической интонации, которая
во многом создается за счет повтора и приема аллитерации (созвучия).
Определив объем, интонацию
стихотворения, далее, по мнению автора, следует найти такой элемент в его
конструкции, чтобы на нем можно было построить все произведение. Таким
элементом является рефрен. Чтобы добиться большего эффекта, нужно
придерживаться однообразия в звучании рефрена и вместе с ним постоянно менять
его смысл. Рефрен не должен быть длинным, наоборот — кратким. Лучше всего,
считал По, если это будет одно слово, которое должно быть и звучным, и
соответствовать выбранной интонации. Таким словом в поэме и является
“Nevermore”, которое завершает каждую строфу, оставаясь неизменным по звучанию
и смыслу.
Э. По экспериментировал и в области
ритмики и строфики. Он использовал обычный стихотворный размер — хорей, но так
располагал строки, что это придавало звучанию его стихов особую оригинальность,
а протяжная ритмика помогала ему в достижении “эффекта”.
В зрелой лирике По большую роль играет
метафора, она преобладает над многими остальными поэтическими средствами. Как
правило, это развернутые метафоры, охватывающие все стихотворение. Сама
метафора становится более сложной и оригинальной. Так, пять строф стихотворения
“Червь-победитель” соответствует пяти актам трагедии. Вселенная уподоблена
театру, жизнь человеческая — сцене, небесное воинство — оркестру, который
исполняет “музыку планет”. Главный же герой, торжествующий в финале, — это
“Червь-победитель”, то есть смерть. “Космическая метафора” ярко, выпукло и в
максимально лаконичной форме раскрывает излюбленную мысль поэта о тщетности
человеческих устремлений [17, 14].
Еще более значительную роль в поэзии Э. По играла символика образов. Кто такой ворон в одноименной поэме — реальная птица, неведомо как залетевшая в мрачную комнату поэта, или символ демона Смерти, образ потустороннего мира,