Пользовательского поиска
|
“усиливающий звучание и мысль” [4,
81], и, наконец, небольшой объем произведения. Объему Э. По придавал
первостепенное значение (“длинное стихотворение не имеет права на
существование”, “длинное стихотворение — это парадокс” [4, 71].
Суждения свои По изложил в основном в
статье “Философия творчества”, а также в “Принципах поэзии”.
Основным принципом искусства, как
говорит об этом По в статье “Философия творчества”, является органическое
единство произведения, в котором слиты воедино мысль и ее выражение, содержание
и форма. Э. По был первым американским критиком, в работах которого
эстетическая теория приобрела завершенность целостной системы. Он определял
поэзию как “создание прекрасного посредством ритма”. Особенно подчеркивал По
неразрывную связь литературной практики с теорией, утверждая, что
художественные неудачи связаны с несовершенством именно теории. В своем
творчестве американский романтик неизменно придерживался положений,
сформулированных им позднее в программных статьях “Поэтический принцип” и “Философия
творчества”.
Некоторые из критиков творчества Э. По
писали о том, что поэт главное внимание уделял форме своих произведений,
упрекали его в формализме, однако это не так. Поэт требовал единства и
цельности художественного впечатления, он многократно излагал теорию единства
впечатления, которое может возникнуть лишь в гармонии содержания и формы.
Подобно остальным писателям-романтикам, он выражал проблему отношения искусства
к действительности (“правде”, как он ее называл) опосредованно, на языке
романтической образности и символики. Его “Философия творчества” подтверждает,
что в своей поэзии при создании образов и всего художественного строя
поэтического произведения Э. По исходил не из вымысла, а опирался на действительность,
теоретически обосновывал необходимость романтического выражения красоты жизни.
В статье, посвященной творчеству Н.
Готорна, Э. По сформулировал один из эстетических тезисов, которого он
постоянно придерживался: “Если уже первая фраза не содействует достижению
единого эффекта, значит, писатель с самого начала потерпел неудачу. Во всем
произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не вело
бы к единой задуманной цели. Вот так, тщательно и искусно, создается наконец картина,
доставляющая тому, кто созерцает ее, чувство наиболее полного удовлетворения”
[3, 130].