Пользовательского поиска
|
Чтобы проанализировать художественный
мир романа необходимо определить его границы — пространственные и временные. А
также выявить их взаимодействие и взаимоотношения.
Пространственные рамки романа довольно
широки. Воннегут не ограничивает действие романа одной планетой. Сюжеты
происходят не только в Солнечной Системе, но и далеко за ее пределами. Земля,
Марс, Меркурий, Титан и Тральфамадор — планеты, на которых разворачивается
действие. Но их нельзя уложить в одну "плоскую" систему. Они не
являются частью одного целого, а вырастают друг в друге. Миры представляют
собой литературную матрешку, каждая кукла в которой — новый, созданный большей
куклой, мир. Одна из наиболее интересных проблем романа — в какой
последовательности складывать матрешку: какой мир является порождением, а какой
— родителем.
Условно художественный мир романа
можно разделить на 5 компонентов. Первый — это мир автора, скорее даже не мир,
а граница, с которой он наблюдает за происходящим. Воннегута нельзя
отождествить с первой, самой большой куклой, он скорее руки, которые разбирают
матрешку, та сила, которая начала действие — открыла и показала первый мир. Но
который из них первый? Несомненно то, что автор начал цепочку миров, но с
первых страниц романа складывается ложное впечатление, что история,
рассказываемая Воннегутом — это история Малаки Константа. Он считается главным действующим
персонажем романа, и это в некоторой степени правомерно, с той лишь поправкой,
что он действует не в истории Воннегута, а чьей-то другой. Малаки под разными
именами и обличьями проходит по многим мирам романа, но как будет показано
дальше, он не является обитателем придуманного Воннегутом мира.
Следующий мир — это Земля, более или
менее реальное для читателя пространство. Но и здесь существуют некоторые
неувязки. Во-первых, Земля появляется по ходу романа трижды, и каждый раз
представляет собой отличные, за исключением географических параметров, миры.
Возможно, все они должны быть рассмотрены как часть матрешки. Земля является
основой этих миров, на которую нагромождены в зависимости от сюжета горы
иронии, гротеска, сарказма или идиллии. Возможность выделить их в отдельные
системы рассматривается далее.
Затем — Марс, мир, созданный "прихотью" персонажа Воннегута. Это единственный мир, который с момента появления в романе имеет четко определенного создателя — Румфорда, обитателя мира Земли. Чтобы сплотить