Пользовательского поиска
|
произведения, которая диктует стиль
поведения персонажей. Это общий портрет психологии действующий лиц —
"особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые
ответные действия на аргументы антагонистов".
Социальное устройство художественного
мира также должно анализироваться как присущее данному произведению, а не как
взгляды автора на социальные проблемы реального мира.
Нравственная сторона имеет непосредственное
"конструирующее значение". Категории добра и зла претерпели изменения
с развитием литературы. Абсолютно четко разграниченные понятия размываются со
временем. Различные жанры начинают оправдывать зло объективными причинами,
рассматривать как социальный и религиозный протест (как, например, в
романтизме). В классицизме зло приобретает историческую окраску, становится над
миром.
1.4. Самосознание
автора в художественном произведении
Все перечисленные раннее аспекты —
компоненты художественного мира произведения. Каждый занимает определенное
место и необходим для данной системы, как краеугольный камень. Художественный
мир словесного произведения представляет собой законченную и заключенную в
определенные рамки систему. Так как эта система живет по своим, свойственным
только ей законам, принципам, имеет свое пространство, время, психологию,
мораль, социальную и материальную среду, то все они являются значимыми
категориями при анализе произведения. Нельзя оценивать произведение в рамках
одного аспекта, так же как и нельзя затронуть все аспекты по отдельности, не
принимая во внимание их взаимосвязь и отношения. Лишь комплексное исследование
всех аспектов дает полную картину мира, созданного писателем.
Определенный художественный мир как
система характерна не только для данного произведения, но и для творчества
писателя в целом, по крайней мере, на каком-то этапе. Как писал Д. С. Лихачев:
"Литература "переигрывает" действительность. Это переигрывание
происходит в связи с теми "стилеобразующими" тенденциями, которые
характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного
направления или "стиля эпохи". Эти стилеобразующие тенденции делают
мир художественного произведения в некотором отношении разнообразнее и богаче,
чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность".
Художественный мир в его общих чертах можно рассматривать как некую литературную традицию. Творя во время господства определенного жанра или