Пользовательского поиска
|
1.1. Художественное
произведение: сущность и проблемы анализа
Художественное произведение
представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает
свойственными лишь ей одной характеристиками времени и пространства. Внутренний
мир художественного произведения является сочетанием "отражения"
действительности и мироощущения художника. При анализе художественного
произведения важно правильно поставить задачу: не просто оценить насколько
верно изображена действительность, но изучить художественный мир произведения
как единое целое, как некую завершенную и самостоятельную систему. Нельзя
ограничиваться только поиском реальных прототипов того или иного героя,
события, местности. Призвание литераторов не в том, чтобы с максимальной долей
правдивости изобразить реальные события — для этого существует история как
наука. Их цель — создать мир, в котором бы сочетались и действительность, и
мироощущение писателя и, в первую очередь, выразилось его самосознание. Д. С.
Лихачев в своей статье, посвященной внутреннему миру художественного
произведения, писал: "Изучая отражение действительности в художественном
произведении, мы не должны ограничиваться вопросами: "верно или
неверно" — и восхищаться только верностью, точностью, правильностью”.
Для того, чтобы художественное
произведение оставалось целостным, необходимо изучать его внутренний мир в
частных, индивидуальных проявлениях.
Несомненно, действительность находит
"отражение" в литературе, но то преображение, которому она
подвергается в словесном произведении, имеет своей целью выразить идеи и
задачи, которые волнуют писателя. "Мир художественного произведения —
результат и верного отображения и активного преображения действительности”. Для
того, чтобы правильно интерпретировать самосознание автора необходимо
рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир,
наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.
1.2. Художественное
произведение: пространство и время
В своей статье Д. С. Лихачев выделяет те характеристики, которые необходимо учитывать при анализе художественного мира произведения. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения писателя и от конструкционных потребностей самого произведения. Именно внутренний мир произведения диктует размер