Пользовательского поиска
|
которые бы выделялись на общей фоне и
были выше среднего уровня. А отсутствие четких устремлений и желаний,
неспособность действовать самостоятельно не позволяет отнести их к рангу
антигероев. Персонажи Воннегута не обладают ни теми, ни другими качествами. Они
абсолютно бездеятельны. Жизнь течет вокруг, а герои Воннегута не делают никаких
попыток изменить ее или повернуть в другую сторону. Более того, они всячески
стараются ничем не привлечь внимание Высших сил, которые у Воннегута управляют
всем существованием человечества. Успех приходит только благодаря “удаче”,
которая не является “перстом Божьим”, равно как и неудача, и зиждется на песке,
который может осыпаться в любую минуту.
В своих работах критики (Питер Рид,
Эрнст Рэнли) отмечали, что выделить эти две присущие произведению категории
чрезвычайно трудно, а, скорее всего, просто невозможно. В статье “What Are
People For?” (Commonwealth; Commonwealth Publishing Co., May 7, 1971) Рэнли
писал, что "отец Воннегута жаловался, что в его (Воннегута) рассказах нет
злых героев. Даже в замечательной книге о бомбежке Дрездена "Бойня номер
5" нет злодея. Но у Воннегута нет и героев". Морин Ховард описывает
героя произведений Воннегута как "непонятно чем недовольного простофилю в
мягкотелом обществе" (Howard, Maureen; in Partisan Review, No.1, 1970,
pp.132 – 133). И если главные действующие лица автоматически подпадают под
разряд героев, то описание очень верное. В "Сиренах Титана" оба
главных "героя" представляют собой довольно жалкое зрелище, несмотря
на их богатство или происхождение. Мающийся от скуки плейбой и высокомерная
богачка, боящаяся хоть "капельку замараться" — вот два
"героя", которым суждено развивать сюжет, так как назвать их злодеями
невозможно из-за их бездеятельности.
По мнению Питера Рида,
"недостаток героев и злодеев почти неизбежное следствие мира, созданного
Воннегутом. Трудно представить себе людей истинными героями или злодеями в
мире, где они заложники, едва способные контролировать свою судьбу, и где их
действия подвластны случаю. В таком мире нет места "трагическому
порыву". Большинство героев Воннегута жалкие маленькие существа, ведомые
по жизни чьей-то волей, не несущие ответственности за свои поступки, не могут олицетворять
собой злое начало в романе. В автобиографическом коллаже Palm Sunday Воннегут
пишет, что его книги лишний раз доказывают, что "в своей основной массе
люди невинны, какие бы ужасные, нелепые или восхитительно поступки они не
совершали".