Пользовательского поиска
|
охватывает большой период времени.
Кроме того, необходимо отметить, что признаки канонизированного и
деканонизированного стиха характеризуют литературные эпохи и подчеркивают их
волнообразное чередование.
Английское Возрождение —
канонизированный стих; барокко — деканонизированный; классицизм и ранний
романтизм — канонизированный: поздний романтизм и постромантизм —
деканонизированный стих.
Исследования М. Г. Тарлинской
показали, что признаки профиля ударности канонизированного английского
пятистопного ямба таковы [15, c.288]:
·
высокая
средняя ударность иктов – до 80%;
·
резкая
оппозиция между сильными иктами (обычно заполняемыми ударными слогами) и
слабыми иктами (допускающими значительное количество пропусков ударений);
·
особая
сила II и слабость III иктов (до 20 % разницы);
·
особая
сила последнего икта (исключение — “женские” окончания многосложных слов).
Признаками профиля ударности
деканонизированного ямба являются:
·
низкая
средняя ударность иктов – менее 75%;
·
сглаживание
оппозиции между сильными и слабыми иктами;
·
падение
силы II и возрастание силы III иктов (иногда III икт сильнее II);
·
падение
силы IV икта;
·
возрастание
количества ослаблений последнего икта за счет безударных односложных слов
(несовпадение синтаксической и строчной сегментации текста — случаи
enjambement).
Необходимо отметить, что
шекспировскому драматическому канону свойственна стройная, последовательная
эволюция ритма, от канонизированного стиха, противопоставляющего сильные и
слабые стопы, резко ослабляющего IV икт, — к деканонизированному, ослабляющему
оппозицию стоп, опускающему ударность II и поднимающему ударность III иктов.
Помимо деканонизации стиха по
временным периодам, М. Г. Тарлинская также выделяет деканонизацию стиха
шекспировских драм на других уровнях, отмечая следующие оппозиции [15, c. 293]:
·
положительный
герой — отрицательный герой;
·
мужской
персонаж — женский персонаж;