Пользовательского поиска
|
царапающего слово “Жопа” под окнами
Мережковского. Чем-то это напоминает анекдоты из жизни Пушкина Даниила Хармса:
“Пушкин был поэтом и все что-то писал”. Пушкин падает со стульев, кидается
камнями, его дети поголовные идиоты. Хармс снизил этот анекдотический образ до
уровня образа абсурдного.
К Красноперову, расшалившемуся на
чужой земле: запросто пьющему “горькую” с Кардинале, говорящему комплименты
Софи Лорен и вообще бывшему на “короткой ноге” с Бельмондо и другими
французскими знаменитостями, был приставлен новый шпион, новая “партийная
совесть”. Этот человек в пожарном шлеме, тельняшке и гимнастических штанах
внешне походит на булгаковского персонажа из свиты Воланда. Своим определенно
“советским костюмом” он сигнализирует, что: “Родина слышит, Родина знает…” и
вынуждает Красноперова вернуться в Ленинград.
Фонтанка, тяжелый чемодан, российская
пивная, привычные заботы, вроде того, как приобрести кальсоны фирмы “Партизан”
и нашить на них железные, с армейской гимнастерки, пуговицы.
Абсурдистский оптимизм Довлатова
позволяет отыскать герою на Невском “иную жизнь”. Там Красноперов встречает
своих французских друзей: Жана Маре, Софи Лорен, девушку с девятью ресницами,
Анук Эме и Кардинале. Под звуки оркестра он читает надпись на фотографии:
Милому товарищу Красноперову.
Если любишь — береги
Как зеницу ока,
А не любишь — то порви
И забрось далеко.
Твоя Анук”.
Стиль, конечно, напоминает альбомные
стишки девчонок-девятиклассниц. “Красноперов поднял руки и отчаянно воскликнул:
“Где это я? Где?!”. Не сдается ли герой перед иной жизнью, о которой так долго
мечтал? Не боится ли герой свободы абсурдного мира?
Безмыслие для Довлатова — состояние
блаженно идеальное. В состоянии абсурда герой не боится ни женитьбы, ни
сифилиса, ни других пакостей жизни. Так непрактично и иррационально могут
смотреть на мир только дети. В детском мироощущении, не обремененном
глубокомыслием, жизнь кажется Красноперову иной.