Пользовательского поиска
|
Эти два я объединены одним жизненным
пространством. Одно “я” стоит в центре этого пространства, другое “я”
ограничивает собою это жизненное пространство. Поэтому независимо от стиля, от
отступления к другим людям, фактам, событиям, идеям — так или иначе всегда
осуществляется я от “я”, отчет я от “я”. “Показания индивида о себе самоценны,
самоигральны, ибо относятся не к “фактам”, не к внеличной истине, а к правде” [9,
108].
В автобиографии интересней всего
совпадение — несовпадение героя и повествователя. Вольное и невольное озарение
потемок чужой души. Ведь всякая чужая душа интересна и важна, поскольку это
особенная душа. Тайна неповторимости, особости захватывает нас независимо от
масштаба личности того, кто рассказывает о себе. Сама выпуклость — Я уже причина
интереса. Мы жаждем добраться до дна любого “я”. Ведь другого такого “я” нет.
Это как раз то, что позволяет себя ухватить в себе самом. Мы не восхищаемся, не
любим Другое “я”, оно лишь созерцаемо нами для того, чтобы разглядев его,
разглядеть и себя. Но зачастую повествующий о себе Я не есть точное “я”. Он
таков, каким видит себя на самом деле, он что-то выдумывает, что-то
предполагает о себе. Это подобно тому, как не узнаешь свой голос, записанный на
магнитофонную ленту, потому что слышишь его “ушами”, а не гортанью. Говоря о
себе искренне, как о я, ты ошибаешься еще и потому, что говоришь о я, а не о
“я”. О каком совпадении рассказчика и героя можно тогда говорить? Jcherzalling (рассказ
от первого лица) — необходим, потому что современный человек имеет право быть
одновременно истцом, ответчиком и высшим судьей своего существования. Но
правильно ли он себя оценивает, это извечный вопрос, так как: “В человеке
всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосознания
и слова” [11, 98].
Толстой когда-то сказал, что лучший
вид литературы — это автобиография. Автобиография, прежде всего, это наибольшая
степень индивидуальности. Но в условиях человеческого существования
предполагается большая зависимость человека от общества. Традиции общества
подавляют эту индивидуальность: мы учимся не только говорить, но и думать, как
того требует общество. Написать правдиво историю своей жизни, искреннюю
исповедь, значило добровольно выставить себя к позорному столбу. Лев Шестов
пишет, что еще ни одному человеку до сих пор не удалось рассказать о себе даже
часть правды. “Исповедь” Августина блаженного, автобиографии Милля, дневники
Ницше — это, конечно, произведения высокого уровня, но нужно помнить, что самую
ценную правду о себе люди рассказывают только тогда, когда они о себе не
говорят.