Пользовательского поиска
|
портвейном обои, безвкусная
обстановка, убогие дешевые вещи, человеческое одиночество, — все выносится на
обозрение “чужому люду”. Когда из дома выносят все вещи, комната начинает
напоминать корабль, потерпевший кораблекрушение: обломки грампластинок, старые
игрушки… Сотни глаз смотрят на героя через посредство его вещей. Человек вне
комнаты выглядит потерянным и обнаженным. Хозяйка дома Варя Звягинцева начала
казаться уже совсем немолодой, не такой красивой, а какой-то дешевой и пустой,
как и ее мебель. Будто скинули бутафорскую маску и припомнилась таинственная и
эксцентричная бунинская героиня (“Дело корнета Елагина”), живущая в комнате с
портьерами в виде крыльев летучей мыши, в мире загадочном и таинственном.
Только сразу же после убийства комната начинает казаться неопрятной и жалкой,
героиня безобразной и старой, будто после прекрасного бала вещи, отыгравшие
блестящую роль, теряют свою силу и духовное содержание: вместо бесценного
бриллианта — дешевый стеклярус, вместо красивого лица — несвежий грим. Режиссер
Малиновский небрежно бросает фразу, которая полностью характеризует
происходящее: Вещи катастрофически обесценивают мир и человека в нем живущего.
Переезд уничтожает человека, когда последний пытается захватить с собой целый
мир (свой мир), он не получает на это право.
Однажды Сергей Довлатов сравнил корову
с чемоданом: “Есть что-то жалкое в корове, приниженное и отталкивающее в ее
покорной безотказности. Хотя, казалось бы, и габариты, и рога. Обыкновенная
курица, и та выглядит более независимо. А эта — чемодан, набитый говядиной и
отрубями” [27,
II, 191].
Не намек ли это на тело, которое, как непосильная ноша, тянет человека к
искушениям и желаниям? Отказаться ли от вещей, чтобы обрести желанное
спокойствие и желанную свободу, или же держаться за них до самой смерти, до
самого Конца?
§
7. Стилевые особенности прозы Довлатова
“Я ” автора и “я”
героя — проблемы взаимодействия
В последние десятилетия стилевая проблематика стала очень актуальной. Вне проблемы стиля немыслимо никакое искусствоведение, а уж тем более литературоведение. Так случилось, что для теории стиля в ее проекции на литературную и литературно-критическую проблематику 60 – 70-х годов актуальнее оказалось исследование такого фактора стиля, как духовное содержание творчества. В трактовке стиля существуют две традиции – это стиль