Пользовательского поиска
|
ипостась образа (ср. шинель Башмачкина
— “любовница на одну ночь”). Точно Плюшкин, Чичиков собирает всякую дрянь в
шкатулочку: афишу, сорванную со столба, использованный билет. Как известно,
вещи могут очень много рассказать о хозяине. Доминико Ньоли — знаменитый
итальянский живописец и графист, исповедовавший стиль позднего экспрессионизма,
всю свою жизнь занимался рисованием вещей. В 1968 году в книге “Система вещей”
Жак Бадрийар пишет: “…в определенный момент вещи, помимо своего практического
использования, становятся еще и чем-то иным, глубинно соотнесенным с
субъектом”.
Довлатовский “чемодан” — это история
героя, переданная через историю его вещей. У Джеймса Хедли Чейза есть роман,
название которого легко перефразировать: “Весь мир …в чемодане”. Символ свободы
— одинокий путешествующий человек. Но путешествующий налегке. Стремящийся
уравнять свободу жизни со свободой смерти: когда Александр Македонский умирал,
он попросил в крышке гроба сделать два отверстия для рук, чтобы показать миру,
что он ничего не взял.
Чемодан у Довлатова — это не только
атрибут путешествия, но и выразитель эмоционального отношения к миру. Чемодан —
символ предательства и изгнания. Не случайно взгляд бросающей героя Любимой
сравнивается с чемоданом: “Наступила пауза еще более тягостная. Для меня.
Она-то была полна спокойствия. Взгляд холодный и твердый, как угол чемодана” [27,
232].
Автор действует на уровне
переосмысления: вещь — человек (гоголевская традиция), вещь-символ (символизм),
человек-символ (традиция постмодернизма), то есть объединяет в своем
прозаическом опыте опыт других эпох.
Но если в традиции постмодернизма путешествие выступает как способ изучения мироздания и души героя, то у Довлатова путешествие — ненужный и тягостный процесс. Получив от автора свободу передвижения, герой мечтает о статике. Сравнивая с произведением Валерии Нарбиковой “…и путешествие…”, мы понимаем, что для нее путешествие — это не только способ передвижения тела, но и полет души: “Однажды в студеную зимнюю пору шел поезд. В купе сидели двое господ. Они ехали в одну и ту же сторону…” — “А где у русского душа?”, то есть путешествие — это просто предлог поговорить о человеке, распознать его сущность, путешествие — это проверка на выживаемость и приспособленность к Миру. У Довлатова, например, в “Дороге в новую квартиру” переезд связан с идеей потери и катастрофизма: выцветшие, залитые