Пользовательского поиска
|
Проза
Сергея Довлатова
Введение
В этой работе нами будет исследована
проблема этического выбора литературного поколения 60-х, поколения “без
пастыря” [13, 384], то есть не имеющего возможности руководствоваться готовыми
христианскими позициями, а существующего в ситуации религиозного сиротства. С
рождением Советской империи наши соотечественники лишились права открытого
вероисповедания. За короткий срок системе удалось разрушить многовековые устои
и вместо Мира “предложить” Антимир, вместо Рая Небесного — Рай Земной. Никакого
давления и навязывания. На “договорной” основе предполагалась замена в виде
точного эквивалента, даже с некоторыми преимуществами: идеальная жизнь будет построена
в сжатые сроки, здесь — на Земле.
Государство гордилось тем, что ему не хуже
церкви удалось держать молодежь в “ежовых рукавицах”, предъявляя к ней суровые
нравственно-этические требования: “Всякая девица, достигшая восемнадцатилетнего
возраста и не вышедшая замуж, обязана зарегистрироваться и получить
программу-доклад “Об аскетизме, воздержании и половой распущенности” (из
газетной статьи 1922 года). Чем не христианские заповеди? Наверняка в этом
докладе встречаются: не возжелай, не прелюбодействуй и т. д.
Несмотря на метаморфозы, происшедшие в
нашем государстве после 1917 года человек продолжал восприниматься религиозно и
этнически. Анкетные графы позволяли антирелигиозному государству бдительно
следить за духовной жизнью общества, за совершенствованием его атеистического
мышления.
Хотя большая часть литературного поколения “институтов не кончала”, а в вопросах религии была мало осведомлена (Бродский впервые прочитал Библию в 23 года, тонкий знаток русского языка Сергей Довлатов однажды хотел переправить Ветхий Завет на Старый), в целом поколение 60-х годов можно назвать более чем духовным. Нравственное чутье этих людей действовало на интуитивном уровне, их духовная организация позволяла творить по наитию. Если в окружающей действительности не было ничего стоящего, они писали “жизнь” с собственной своей души. Примером подсознательного этического выбора может послужить эпизод из “Факультета ненужных вещей” Юрия Домбровского: “странный” художник Калмыков, “который постоянно ходит в зеленых штанах, потому что у него такая вера” нарисовал на заказ эскиз картины. На большом