Пользовательского поиска
|
[12,67]. При этом менипповая сатира
подразумевает создание фантастической среды обитания для своих персонажей,
оживление “царства мёртвых”, полёт на небо, нисхождение в преисподнюю, которая
“...переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный
от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев...” [14,217], а
пропповские критерии волшебной сказки определяются “...представлениями народа о
добре и зле... Эти представления воплощаются в образах положительных героев,
неизменно выходящими победителями... Наиболее популярны сюжеты о трёх царствах,
о чудесном бегстве...” [11, 882].
В архитектонике романа “Мастер и
Маргарита”, в художественных приёмах, используемых Михаилом Булгаковым для
обрисовки характеров персонажей при раскрытии проблемы свободы и несвободы,
наблюдается влияние религиозной философии П. Флоренского, в частности учения о
троичности как первооснове бытия и цветовой соотнесённости с традициями
католической церкви. В своём труде “Столп и утверждение Истины” П. Флоренский
говорит “...о числе “три”, как имманентном (то есть присущем, свойственном. —
В. Д.) истине, как внутренне неотделимом от неё... Только в единстве Трёх
каждая ипостась получает абсолютное утверждение...” [21,480]. Философ
доказывает Божественную природу числа три на примерах “...основных категорий
жизни и мышления...” [21, 481]: трёхмерность пространства, времени (прошедшее,
настоящее, будущее), наличие трёх грамматических лиц во всех существующих
языках, минимальный состав полной семьи, три координаты человеческой психики:
разум, воля, чувства; закон лингвистики: во всех языках мира первые три
числительных — один, два, три —
относятся к древнейшему лексическому пласту и никогда не заимствуются.
Божественное значение числа “три” П. Флоренского отразилось в романе в
следующем: во-первых, повествование ведётся практически от трёх лиц: автора,
Воланда и Мастера, во-вторых, связь трёх миров романа: древнего ершалаимского,
вечного потустороннего и современного московского, взаимопроникновение которых
обостряет решение проблемы свободы — несвободы в целом.
Из художественных приёмов, используемых М. Булгаковым в романе “Мастер и Маргарита”, выделяется цветовая символика, которая основывается на работах П. Флоренского. Факт знакомства с работами Флоренского взят из “Энциклопедии Булгаковской” Соколова Б. Ученый приводит такое объяснение цветов и оттенков: “...белый цвет “знаменует невинность, радость и простоту”, голубой — небесное