Пользовательского поиска
|
Однако подобные строки являлись
минутной слабостью, и писатель в условиях несвободы, оставаясь честным и
свободным по отношению, прежде всего, к самому себе и будучи истинным
преемником лучших традиций русской классической литературы, продолжал писательскую
деятельность.
В чем же причина опалы, драматизма
жизненных обстоятельств М. Булгакова?
По мнению современного советского
критика Анатолия Королева, причины кроются в следующем: “...в начале века, по
мере усиления давления на личность, заметен рост... сопротивления в литературе,
а в случае с Булгаковым перед нами пример полного разрушения суверенности
вымысла и судьбы. Личность обрела исключительное право ответственности за
собственную суверенность. Но использовать право на такое поведение на виду у
государственного ока было одиозным вызовом. Булгаков не только использовал своё
право быть, но еще и вызывающе утрировал личную суверенность вплоть до мелочей”
[10, 28]. Далее автор отмечает, что, написанная Михаилом Булгаковым пьеса “Дни
Турбиных”, роман о “Белой гвардии”, создание “романа о дьяволе”, то, что
писатель “зацепил” великого Станиславского в “Записках сумасшедшего” — всё это
было далеко за гранью одиозного. М. А. Булгаков, будучи правдивым художником и
историком, позволил поведение в литературе, то есть оставался свободным как
личность.
При чтении художественных текстов,
изучении критического материала, архивных документов я ни как не мог понять,
почему М. Булгаков, такой “неудобный” писатель и человек не был просто
физически уничтожен в тюрьме или лагере, где в то время гибли сотни лучших
представителей русской интеллигенции (например, О. Мандельштам, Н. Гумилёв, П.
Васильев, В. Мейерхольд)? Пытаясь ответить на этот вопрос, я пришел к
следующему выводу. Жизнь и относительную свободу писателю оставили по двум
причинам:
Политическая. Советскому правительству было очень важно поддерживать высокий авторитет цивилизованной, свободной и культурной страны перед западными державами. И такие люди, как М. Булгаков, нужны были для того, чтобы можно было сказать миру: “Видите, у нас тоже есть таланты!” Таких людей посылали на различные международные мероприятия: съезды, симпозиумы, конференции и т. п. (Так Б. Пастернак, против собственной воли, был направлен в Париж на писательскую конференцию; М. Горький выступает на открытии “Беломорканала”, построенного на трупах заключенных. Для всего мира, естественно, была