Пользовательского поиска
|
живём, опасностью гибели человечества.
Свобода понимается как неотъемлемая часть человека, объединяющая в себе понятия
“нравственность”, “духовность”.
В связи с этим обнаруживаются различия
в применении художественных средств при решении проблемы свободы и несвободы.
Важно обратить внимание на стилевые
различия. Если у Булгакова стиль выдержан в абсолютно художественном варианте,
то у Ч. Айтматова я бы выделил и художественное, и публицистическое, и
эпистолярное начало.
Одним из существенных отличий романов
является использование писателями цветовой символики. Так, М. Булгаков,
опираясь на работу П. Флоренского “Столп и утверждение Истины”, в которой дана
цветовая соотнесённость с характером человека, использует её в полном объёме
при выявлении категорий свободы-несвободы среди героев произведения, а у Ч.
Айтматова цветовая символика только косвенно отражает наличие или отсутствие
свободы у персонажей.
У М. Булгакова и Ч. Айтматова в
романах присутствуют постоянные образы-символы свободы: Луна, в “Мастере и Маргарите”,
и птица, в “Плахе”. “...Оголённая луна висела высоко в чистом небе, и
прокуратор не сводил с неё глаз в течение нескольких часов...” [5, 589];
“...взгляд его... упал на ту птицу, царски парящую в поднебесье... Птица была
для него (Пилата — В. Д.) недосягаема, была неподвластна ему, — и не отпугнёшь
её, равно как не призовёшь и не прогонишь...” [1, 428]). Неоднократное
обращение к этим образам-символам свидетельствует об их лейтмотивной
направленности. (В романе “Мастер и Маргарита” мы встречаем образ ласточки,
которая влетает в колоннаду во время допроса Иешуа Пилатом, но это одиночное
появление не даёт права считать этот образ лейтмотивом).
Но, если у М. Булгакова лейтмотив —
нечто неодушевлённое, то у Ч. Айтматова — живое существо, что говорит о
приближении непосредственно к человеку, к пониманию человеком чувства свободы и
несвободы.
Завершая анализ произведений с точки
зрения художественного воплощения в них категорий свободы и несвободы, можно с
уверенностью сказать, что М. А. Булгаков и Ч. Т. Айтматов, продолжая лучшие
традиции русской классической литературы, поднимая самые злободневные вопросы современности,
доказали важность присутствия у человека свободы, необходимость стремления к
ней, ущербность, скудость жизни без свободы, рассматривали наличие этой
категории как гаранта существования человеческой цивилизации вообще.