Пользовательского поиска
|
тыкву...” [1, 489], что жизнь не
только детёнышей, но “...гибель самого озера, пусть и уникального, никого не
остановит...” [1, 489]?
Уйдя в горы, руководствуясь природным
инстинктом продолжения рода, волки в третий раз обзаводятся потомством. На этот
раз родилось четверо волчат. Мне кажется, что Ч. Айтматов, упоминая точное
количество родившихся животных и сумму попыток продолжить свой род, использовал
число как символ. Число “три” — божественное число, магические свойства
которого отмечались ещё П. Флоренским, должно ассоциироваться с божественностью
замысла волков, с Природным Разумом, а общее количество родившихся волчат,
двенадцать, — с двенадцатью апостолами, то есть волчата — творения Бога и их
убийство — самый тяжкий грех. Возможно, это и парадоксально, но расплачиваться
за него приходиться одному из лучших героев “маюнкумских” глав — Бостону
Уркунчиеву, вынужденно убивающего волчицу, с ней не родившихся в будущем
детёнышей, и, как расплату — собственного сына, то есть потенциального
продолжателя рода.
Волки, как олицетворение мудрости и
разума Природы, наделённые ею свободой, противопоставлены в романе миру
человека, где царит хаос, бездуховность, отсутствие нравственных принципов и
свободы, что ведёт за собой, по мнению писателя, не только гибель Природы, но и
гибель самого человека.
4.
Основные выводы
Подводя итог, в начале отмечу элементы
сближения двух романов, некую аналогию. Во-первых, писатели сознательно
заостряют проблему свободы-несвободы. Во-вторых, в романах “трёхслойная”
сюжетно-композиционная основа: миры Воланда, Пилата, Мастера и сюжетные линии
Авдия, волков, Бостона, переплетение и взаимопроникновение которых в рамках
каждого отдельного произведения, позволяет более полно решить проблему
свободы-несвободы. Схожесть этих позиций определило идентичность некоторых
художественных средств и приёмов.
Так, оба писателя успешно употребляют антитезу (Иешуа — Пилат, Пилат — Иуда, Мастер — Иешуа, Мастер — Маргарита; Иисус — Пилат, Авдий — анашисты, Авдий — Отец Координатор, Авдий — оберкандаловцы, Бостон — Базарбай, Бостон — Кочкорбаев, мир природы — человеческий мир). Удачно используются сравнения (Иешуа — Мастер, Иуда — Алоизий Могарыч, Авдий —