Пользовательского поиска
|
синева глаз волчицы: для них (волков —
В. Д.) нет ничего дороже вечной степи, вечно синего неба и, конечно же,
свободы.
Вся жизнь животных была логически
спланирована самой природой. Волчья “...кровь живёт за счёт другой крови — так
повелено началом всех начал, иного способа не будет...” [1, 312], но в этом
“…была своя, от природы данная целесообразность оборота жизни в саванне” [1,
317]. Акбара и Ташчайнар забивали именно столько сайгаков, сколько необходимо
было им для существования. Люди же, в отличие от них, убивали ради убийства,
ради обогащения. В этом — одно из существенных различий между человечными
зверями и звероподобными людьми.
В мире, в котором долгое время жили
волки, царила природная гармония, Но существовала она до тех пор, пока в
саванну не пришёл человек, вооружённый техникой, несущий хаос и смерть. Очень
ярко это показано в картине избиения сайгаков, в ходе которого погибают
первенцы Акбары. Волчице, “...оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир
оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над
головой, тоже гонимо, мечется и ищет спасения...” [1, 319]. Однако, силы
природы берут своё, и через некоторое время Акбара приносит пятерых волчат.
Ч. Айтматов противопоставляет волков,
неоднократно именуя их “лютыми”, людям, которые по своим нравственным, духовным
качествам уступают во всём зверям. Акбара же и Ташчайнар наделены поистине
человеческой мудростью и милосердием. Доказательством служит встреча волков с
Авдием среди зарослей анаши, где последний, увидев маленьких волчат, пытается
играть с ними. Подоспевшей Акбаре “...ничего не стоило с размаху полоснуть его
(Авдия — В. Д.) клыками по горлу или по животу” [1, 308], но, увидев в глазах
“...голого и беззащитного, — которого можно было поразить одним ударом,
перескочила, развернулась и снова перепрыгнула во второй раз...” [1, 308]. В
двойном перепрыгивании через беззащитного человека заложен некий смысл,
позволяющий утверждать о наличие у волков-зверей самых лучших качеств
цивилизованного человека: нравственность, милосердие, а в итоге — уважение к
свободе другого, что свидетельствует наличии собственной свободы.
Всего этого нельзя сказать о людях, которые ради строительства подъездных дорог поджигают камыш, где было логово волков с только что родившимися малышами. Откуда было знать бедным животным, что в этих местах найдено ценное сырьё, из-за которого “...можно выпотрошить земной шар, как