Пользовательского поиска
|
принципов, преследуя только одну цель
в жизни — обогащение, лишены свободы. При этом анашисты, считая дурман
наркотика освобождением от всех запретов, усугубляют свою несвободу.
Бостон Уркунчиев, будучи неординарной,
изначально свободной личностью, вследствие преступления человеческих норм,
пойдя на поводу у таких, как Кочкорбаев, Отец Координатор, анашисты и
оберкандаловцы, теряет свободу, ставит крест на своей жизни свободной личности
и жизни своего рода.
3.3. Природа как
элемент выявления проблемы свободы и несвободы в романе “Плаха”
“...Никакой
человек не царь ей, природе-то. Не царь,
вредно
это — царём-то зваться. Сын он её, старший
сыночек.
Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку” [6, 348]
Отдельная сюжетная линия, связывающая
судьбы Авдия и Бостона, повествует о судьбе волчьей пары: Акбары и Ташчайнара.
Каким же образом антропоморфизм вторгается в проблему свободы и несвободы? Об
этом данная глава. Обращение к миру природы находим уже в ранних произведениях
писателя: “Прощай, Гульсары”, “Джамиля”, “Белый пароход”, “Буранный
полустанок”. “Рядом с человеком он (Ч. Айтматов — В. Д.) ставил коня, верблюда,
слышал в степи отголоски тысячелетней истории, усматривал человеческое
благородство в защите моралов...” [4, 197]. Автор “Плахи” считает, что истинный
гуманизм — не просто любовь к человеку и к природе, а защита, активное
противостояние бездуховности, яростная борьба с браконьерством всех мастей.
Писатель видит прямую взаимосвязь между социальной, общественной жизнью и
жизнью природы, причём разложение первых двух ведёт к гибели последней, что
подразумевает и самоуничтожение человеческого рода.
В “Плахе” голос природы получает
наиболее полное звучание. Из основных художественных средств, через которые
выявляется проблема свободы и несвободы, выделил антитезу и авторские ремарки.
Волки в романе — особенные. По мнению Р. Бикмухаметова, они пришли в “Плаху” из киргизского эпоса “Манас”, “...в котором они выступают в качестве спасителей; ...эти волки называются… кайберенами, покровителями травоядных, таким образом, покровителями человека и степных животных” [4, 196]. В эпосе метафорически выражена мысль о единстве человечьего рода и природы. Отсюда и имена волков в романе, чего в реальной жизни не существует: Акбара — великая, всемогущая; Ташчайнар — перегрызающий камень. Отсюда же и