Пользовательского поиска
|
Бостон тяжело переживает смерть
Ерназара. Хотя, если вдуматься, то вины персонажа в происшедшей трагедии нет.
Не Уркунчиев, а общество, равнодушное и закоснелое, держащееся, как и
официальная церковь, на догматизме, толкает чабанов на рискованное дело. Свобода
персонажа автором “Плахи” выводится из понятия “нравственность, то есть только
высокоморальный, соотносящий свои поступки с совестью человек, по мнению Ч.
Айтматова, может быть свободным. Все эти качества присущи Бостону Уркунчиеву.
После гибели Ерназара “...ещё долгое время, годы и годы, Бостону снился один и
тот же навечно впечатавшийся в его память страшный сон...” [1, 549], в котором
герой спускается в зловещую пропасть, где нашёл последний приют вмёрзший в лёд
Ерназар. Сон, в — ходе которого чабан вновь и вновь переживает муки, является
определяющим в вопросе о нравственности, а значит и в вопросе о свободе
персонажа.
Деградация человека и жестокость,
усилившаяся в обращении с природой, окружающими людьми становится причиной
трагедии Бостона. Дело в том, что Базарбай, разорив волчье логово, приводит
зверей к жилищу Бостона. На неоднократные просьбы чабана отдать или продать
волчат Базарбай отвечал отказом. А между тем волки резали овец, не давали своим
воем спокойно спать по ночам. Герой, чтобы оградить свою семью и хозяйство от
такого бедствия, устраивает засаду и убивает волка-отца. Его гибель является
первым звеном последующих смертей. Следующим стал его сын Кенджеш и волчица:
Бостон, желая застрелить зверя, похитившего ребёнка, убивает обоих. Для героя
мир блекнет, “...он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий
огненный мрак” [1, 581]. С этого момента персонаж, отличавшийся от окружающих
наличием нравственной чистоты и свободы, теряет её. Объяснить это можно так: убив
волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую мудрость и
разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути потери свободы
Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным человеком, как и
Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над Базарбаем.
Завершая разговор о существовании или отсутствии свободы у героев “маюнкумских” глав романа можно сделать следующие выводы. Единственный герой, который обладает исключительной свободой, — Авдий Каллистратов. Персонаж, боровшийся за спасение “заблудших душ” анашистов и оберкандаловцев, проповедующий добро, нравственную чистоту и свободу, погибает, не изменив своей вере в человека, не отрёкшись от убеждений свободной личности. Анашисты и оберкандаловцы, лишённые нравственных