Пользовательского поиска
|
учеными наших дней. В раскрытии этого
вопроса большой вклад внесли философы немецкой классической школы: А.
Шопенгауэр, И. Кант, Ф. Шеллинг, Гегель и другие.
Артур Шопенгауэр подразделяет понятие
"свобода" на три подвида, три составных части общего понятия
"свобода": свобода физическая, интеллектуальная и моральная.
Первый подвид — свобода физическая
"...есть отсутствие всякого рода материальных препятствий" [25, 46].
Интеллектуальная свобода, по мнению ученого, относится к произвольной и
непроизвольной мыслительной способности. Понятие моральной свободы, “связанное
с понятием свободы физической, с той стороны, какая проясняет нам его гораздо
более позднее происхождение" [25, 47]. Далее Артур Шопенгауэр соединяет
понятия "свобода", "воля", "возможность",
"хотение" и приходит к выводу, что "Я свободен, если могу делать
то, что я хочу, — причем слова "что я хочу" уже решают вопрос о
свободе" [25, 48]. При этом важным звеном в цепочке понятий
"свобода", "свободная воля", "возможность",
"хотение" является понятие "необходимость". Ведь свобода не
устанавливается только "хотением". Первоначально появляется
"необходимость" чего-либо, а затем уже оно воплощается в
"желание" или "хотение" и т. д. А. Шопенгауэр считает, что
абсолютная свобода может существовать только при наличии трёх её составных
частей, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы, при этом "...понятие
"свобода" при ближайшем рассмотрении отрицательно. Мы мыслим под ним
лишь отсутствие всяких преград и помех; эти последние, напротив, выражая силу,
должны представлять собою нечто положительное" [25, 48].
Ф. Шеллинг, рассуждая о человеческом счастье, считает неотъемлемым его условием — наличие свободы. Цепочка понятий "счастье" — "свобода" составляют в рассуждениях Ф. Шеллинга единое целое. Это и понятно, ведь человек, а, следовательно, и общество в целом, не может считать себя счастливым при отсутствии свободы. Счастье, по мнению ученого, — это состояние пассивности. Состояние пассивности в контексте проблемы свободы немецкий философ объясняет следующим образом: "Чем мы счастливее, тем мы пассивнее по отношению к объективному миру. Чем свободнее мы становимся, чем более мы приближаемся к разумности, тем меньше мы нуждаемся в счастье... Высшее, до чего могут подняться наши идеи, очевидно, существо, которое... наслаждается одним собственным бытом, существо, в котором прекращается всякая пассивность, действует абсолютно свободно только соответственно