Пользовательского поиска
|
героя говорить правду, какой бы
горькой она ни была, подчёркивает наличие у него свободы.
Для того, чтобы собрать подробный
материал об анашистах, Авдий проникает в их среду, становится гонцом. За день
до поездки в Маюнкумские степи собирать “злую штуку” [1, 326], осознавая
опасность и ответственность предпринимаемого, он неожиданно получает большую
моральную поддержку: концерт староболгарского храмового пения. Слушая певцов,
“...этот крик жизни, крик человека с вознесёнными ввысь руками, говорящий о
вековечной жажде утвердить себя, найти точку опоры в необозримых просторах
вселенной...” [1, 345], Авдий получает необходимую энергию, силу для выполнения
своей миссии. Под влиянием пения герой невольно вспоминает рассказ “Шестеро и
седьмой”, повествующий о времени гражданской войны на территории Грузии, и
понимает, наконец-то, причину трагического финала, когда чекист Сандро,
внедрившийся в отряд Гурама Джохадзе, после совместного пения в ночь перед
расставанием убивает всех и себя. Песня, льющаяся из самого сердца, сближает
людей, одухотворяет, наполняет души ощущением свободы и Сандро, раздваиваясь в
борьбе долга и совести, покарав бандитов, убивает и себя.
В данном эпизоде музыка,
символизирующая чувство свободы, наполняет душу бывшего семинариста. Ч.
Айтматов устами героя размышляет: “Жизнь, смерть, любовь, сострадание и
вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы смогли
достичь наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории...”
[1, 357].
На следующий день после концерта Авдий
вместе с анашистами устремляется в Маюнкумы. По мере того, как герой знакомится
с гонцами, первоначальный план просто собрать материал для статьи уступает
место стремлению спасти заблудшие души. Авдий “...был одержим благородным
желанием повернуть их (анашистов — В. Д.) судьбы к свету силой слова...” [1,
374], не зная “...что зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет
помочь вступившим на путь зла...” [1, 374].
Кульминационным моментом в истории с
анашистами является диалог между Авдием и предводителем гонцов Гришаном, в ходе
которого становятся очевидным взгляды персонажей именно с точки зрения
интересующей меня проблемы.
Гришан, поняв замысел Каллистратова спасти молодых ребят-наркоманов, пытается доказать неправомочность действий Авдия, их бессмысленность.