Пользовательского поиска
|
поражён силой духа арестанта, его
свободой, то есть тем, чего лишён сам. Странно звучат в таком контексте его
слова, обращённые к Иисусу: “Поговорим как свободные люди...” [1, 433].
Возможно реплика скрывает тайную мечту Пилата о подлинной свободе.
После троекратного отказа Иисуса
отречься от своего учения ничего уже не может спасти его, даже записка жены
Понтия Пилата, в которой женщина просит не причинять “...непоправимого вреда...
скитальцу...” [1, 424].
Образ жены не случаен в библейской
главе и не является вымыслом писателя. В некоторой степени этот персонаж —
символический. Он олицетворяет Вселенский Разум, мудрость Матери-Природы.
Подтверждение тому — жена Понтия Пилата как действующее лицо Библии: “Между
тем, как сидел он (Понтий Пилат — В. Д.) на судейском месте, жена его прислала
ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому...” [3, 35].
Однако в Пилате побеждает жажда
власти. Пытаясь снять с себя ответственность за гибель проповедника Нового
Царства, он заявляет: “...я сделал всё, что от меня зависело, Боги свидетели, я
не подталкивал его к тому, чтобы он стоял на своём, предпочтя учение
собственной жизни ...Он сам себе подписал смертный приговор...” [1, 427]. В
данном случае, кроме властолюбия, что, по мнению Иисуса, несовместимо со
свободой личности, в римском прокураторе живёт страх, а он, по словам уже
булгаковкого Иешуа Га-Ноцри, один из главных человеческих пороков,
предполагающих отсутствие свободы.
Самым основным художественным приёмом, позволяющим выявить свободу-несвободу у героев библейской главы, на мой взгляд, является лейтмотив, объясняющий полёт птицы как некое олицетворение свободы. В начале главы перед взором Иисуса и Пилата появляется “...одинокая птица... То ли орёл, то ли коршун...” [1, 418], которую прокуратор сравнивает со смертью арестанта. Далее, во время допроса, птица вновь приковывает внимание Понтия Пилата. Теперь его взволновало то, “...что птица была для него недосягаема, была неподвластна ему, — и не отпугнёшь её, равно как не призовёшь и не прогонишь” [1, 424]. Похожие чувства персонаж начинает испытывать к своему собеседнику-антиподу. А пока он пытается обмануть самого себя, сравнивая свободно парящую в небе птицу с властью императора. В финале главы Понтий Пилат снова-таки обращает внимание на птицу, которая “...наконец покинула своё место и медленно полетела в сторону, куда повели, окружённого... конвоем...” [1, 444] Иисуса. При этом прокуратор “...с ужасом и удивлением...” [1, 444] следит взглядом за странной