Пользовательского поиска
|
на примере двух образов показал
эволюцию таких людей. Левий Матвей, бывший сборщик податей, герой евангельских
глав романа, и Иванушка Бездомный, поэт, — из московских. Оба героя приходят к
Истине, а значит и к личной свободе, различными путями. Если Левий Матвей, став
учеником Иешуа Га-Ноцри, записывая его мысли (пусть иногда и неверно) на
пергаменте сразу проникается духом свободного человека, то Иван Бездомный
показан как раз в процессе познания Истины, обретения свободы под влиянием
общения с Мастером.
В романе три предателя: прокуратор
Иудеи Понтий Пилат, Иуда из Кириафа и житель Москвы 30-х годов ХХ века Алоизий
Могарыч. Если Понтий Пилат, осознавая свою вину, наконец-то, отпускается на
свободу после того, как провёл почти две тысячи лет в одиночестве и тоске
своего бессмертия, терпя неимоверные муки совести, то Иуда и Алоизий Могарыч,
которые действуют обдуманно и хладнокровно, не терзаясь, подобно Понтию Пилату,
угрызениями совести после совершения своих подлых поступков, никогда не были и
не будут свободными людьми. По мнению М. Булгакова, оба несут заслуженную кару
за содеянное: Иуда погибает под ударами ножей, Алоизий Могарыч отделывается
“лёгким” испугом и исцарапанным в кровь лицом.
Сложнее проблема свободы решается в
отношении Мастера и Маргариты. Мастер, создавая роман о Понтии Пилате,
чувствует себя свободным. Для него в мире существует только его произведение и
любимая женщина, Маргарита, которая воодушевляет его. Но, после публикации
романа и появления вслед за этим газетных статей ругательного характера, Мастер
поддаётся страху, отчаянью, тем самым, теряя веру в Истину, страшась её, а,
следовательно, теряет драгоценную свободу. И только благодаря мужеству, сильной
и преданной любви Маргариты, которая находит любимого и пытается вернуть его к
прежней жизни, появляется надежда, что Мастер обретёт свободу. Пока же он и его
верная подруга (“...тот, кто любит должен разделять участь того, кого он
любит”) [5, 553] награждены “покоем” о котором так мечтал Мастер.
Отказ от борьбы, не препятствие злу,
отказ от своего романа: “Ах, нет, нет, я вспоминать не могу без дрожи мой
роман...” [5, 418] — вот главная вина Мастера. Поэтому он, видимо, и не
заслужил “Света”, то есть полной свободы.
Вот главная мысль Михаила Булгакова,
доказанная собственной жизнью.
3.
Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе Ч. Т.
Айтматова “Плаха”