Пользовательского поиска
|
первый получает деньги, второй —
квартиру. Алоизий-иуда, лишённый даже представления о свободе, остаётся
несвободным человеком, рабом внешних обстоятельств.
2.4. Свобода по
Булгакову
Исходя из определения понятия
“свободы”, как “способности человека действовать в соответствии со своими
интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости” [22, 595],
можно с уверенностью сказать, что замечательный советский писатель
послереволюционного периода Михаил Афанасьевич Булгаков, продолжая лучшие традиции
русской классической литературы, своей жизнью и творчеством доказал, что даже в
самых неимоверно сложных условиях можно оставаться свободным человеком. Эту
мысль он последовательно воплощал в своих произведениях, вершиной которых стал
итоговый роман писателя “Мастер и Маргарита”.
Из художественных средств и приёмов, с
помощью которых М. Булгаков выявляет свободу-несвободу персонажей, выделяются
следующие:
·
Иешуа
Га-Ноцри — цветовая символика, диалоги, портретные зарисовки, антитеза;
·
Понтий
Пилат — внутренние монологи, диалоги, образы-символы, антитеза, портретные
зарисовки;
·
Левий
Матвей — цветовая символика, внутренние монологи, диалоги, антитеза;
·
Иуда
из Кириафа — цветовая символика, антитеза;
·
Мастер,
Маргарита — образы-символы, внутренние монологи, диалоги, антитеза;
·
Иван
Бездомный — образы-символы, диалоги;
·
Алоизий
Могарыч — эзопов язык.
В произведении проблема свободы и
несвободы отразилась наиболее остро. Писатель считает, что свободным может
считаться только тот человек, кто не только верит в высшую справедливость и
проповедует её, но и тот, кто готов помочь людям поверить в её существование,
помочь найти Истину, а, следовательно, и Свободу, даже ценой собственной жизни.
В романе таким человеком является бродячий философ Иешуа Га-Ноцри.
Однако, люди, чаще всего, не задумываются о своей свободе и живут в неведении, оставаясь рабами обстоятельств, не зависящих от них. М. А. Булгаков