Пользовательского поиска
|
встречу с Мастером. По-моему, именно
эта Вера, помноженная на сильное чувство, позволяет героине добиться желаемого
результата.
Случай, а может быть Судьба,
сталкивают Маргариту с Сатаной и его свитой. Только надежда вновь быть с
Мастером, которую ей подаёт при встрече Азазелло, позволяет этой женщине пройти
через все испытания. Становясь ведьмой, как говорит сама Маргарита “...от горя
и бедствий...” [5, 499], она близка к тому состоянию, когда люди и посильнее её
готовы чёрту душу заложить, лишь бы спасти, вызволить из беды дорогого
человека. Маргарита понимает, что, став ведьмой, она распрощается с прежней,
ненавистной для неё жизнью навсегда, обретя свободу. М. Булгаков использует
символ Луны как образ Истины и Свободы, для обнаружения у героини признаков
свободной личности. Наиболее полно это проявляется во время полёта Маргариты.
Глава начинается с мыслей женщины: “Невидима и свободна! Невидима и свободна!”
[5, 502]. Затем над героиней появляется луна, которая сопровождает её:
“...Маргарита увидела, что она наедине с летящей над нею и слева луною. Волосы
Маргариты давно уже стояли копной, а лунный свет со свистом омывал её тело” [5,
510].
Некоторые исследователи (например, Л. Скорино) считают, что героиня обретает свободу, пойдя на компромисс со злом. Но так ли велик этот компромисс? Мне кажется, это нельзя вменить Маргарите в вину по той причине, что, вступив в сделку с Сатаной, она не потеряла главное — свою нравственную суть. Маргарита никого не предала, не изменила, не делала ничего гадкого и злого. Именно поэтому Маргарита разрешает себе, вернее ведьме в себе, не без удовольствия разнести квартиру Латунского или исцарапать лицо доносчику Алоизию, решительно и испуганно отказываясь от услуг Азазелло, когда тот предлагает слетать к Латунскому и расправиться с ним. А история с Фридой, которой она дарует прощение ценой последнего шанса вызволить из беды Мастера (просить с разрешения Воланда можно было только об одном желании). Но Маргарита пообещала, она подала обезумевшей от горя женщине надежду, и переступить свой человеческий долг героиня не в силах. Маргарита, которая знала в своей жизни колебания, грех, обман, с поразительным мужеством держится перед Воландом, ни о чем, не спрашивая, ни о чём не прося. В ней есть настоящая гордость и достоинство даже тогда, когда на вопрос Князя Тьмы: “Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?" [5, 553] — Маргарита отвечает отрицательно. М. Булгаков изображает героиню самым обычным человеком, в котором сочетается плохое и хорошее. Однако