Пользовательского поиска
|
Маргарита — персонаж, на мой взгляд,
созданный М. А. Булгаковым с наибольшей теплотой и симпатией. Героиня в свои
тридцать лет, отличаясь красотой и умом, могла бы вызвать зависть у многих
женщин. У неё было всё, о чём можно только мечтать: любящий муж, прекрасная
квартира, домработница, достаточно прочное материальное положение. Но
одиннадцать лет, а именно столько времени насчитывает её семейная жизнь,
Маргарита “...не знала счастья...” [5, 485]. Из определения Ф. Шеллинга понятия
“свобода”, которое философ неразрывно связывает с понятием “счастье”, можно
утверждать, что Маргарита Николаевна, лишенная счастья, лишена и свободы.
Познаёт героиня своё счастье, только познакомившись с Мастером. Уже во время
первой встречи М. Булгаков, используя цветовую символику, создаёт тревожную
атмосферу, предвещающую страдания: “Маргарита... несла в руках отвратительные,
тревожные жёлтые цветы... И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её
весеннем пальто” [5, 406]. Но пока ничего ещё не предвещает беды. Мастер самозабвенно
работает над романом, вдохновляемый любимой женщиной: “Она сулила ему славу,
она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером”, говоря, что “...в этом
романе её жизнь” [5, 409].
После публикации большого отрывка из
романа и начавшейся вслед за этим травли его автора интересна реакция героев на
происходящее в контексте проблемы свободы-несвободы. Если статьи Латунского,
Аримана и Лавровича вызвали у Мастера смех, затем удивление и страх, вследствие
чего писатель заболевает, то у Маргариты — только гнев: “Глаза её источали
огонь, руки дрожали и были холодны” [5, 411]. Мастер сломлен, его воля
подавлена, Маргарита же не только устояла, но и (это случится позднее) помогла
своему возлюбленному воскресить в себе прежнего Мастера.
Преданный нежданным “другом” (Алоизием Могарычом), не имеющий сил справиться со своим страхом, болезнью, Мастер исчезает. Маргарита, вернувшись утром в подвальчик на Арбате, где жил её возлюбленный и не найдя его там, во всём винит только себя. В этом поступке, как считает героиня, оно похожа на Левия Матвея: “Да, да, да такая же самая ошибка! Я вернулась на другой день, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!” [5, 485]. Долгие месяцы живёт эта женщина, испытывая мучения от осознания своей вины, отчаянья от своего бессилия найти любимого. Однако, всё меняется с приходом весны, когда обновляется не только природа, но и весь мир. Маргарита начинает изо всех сил верить, надеяться и верить в скорую