Пользовательского поиска
|
пишет: “На нём было бельё, туфли на
босу ногу, на плечи наброшен бурый халат” [5, 399]. Согласно учения П.
Флоренского о соотнесённости цвета и характера человека выявляется, что бурый
цвет, один из оттенков серого, обозначает покорность.
Отрекаясь от своего романа, в котором
была поднята проблема свободы и несвободы, Мастер тем самым отказывается
познать Истину, а, следовательно, и Свободу. Это ярко показано в “Мастере и
Маргарите” с помощью символического образа Луны — образа Истины и Свободы. Так,
во время первой встречи Мастера и Иванушки Бездомного поэт сначала увидел, как
“...на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света...”
[5, 384]. Иными словами Мастер прячется от Истины, не желая ни свободы, ни
встречи с возлюбленной. Теперь автор романа о Понтии Пилате мечтает только о
покое.
Мастер заблуждался в том, что
Маргарита забыла его. Прибегнув к помощи Сатаны, она похищает любимого из
клиники. Как долго она ждала этой минуты! Но что же эта женщина слышит?! “Не
плачь Марго, не терзай меня...” [5, 555] — говорит Мастер. “При виде слез,
Маргариты Мастер (а точнее, пациент № 118) не ощущает ни сочувствия, ни
ответного волнения — лишь досадует, что ему причинили беспокойство” [2, 17]. Он
не хочет пробуждения прежних чувств, от которых уже отрёкся и, “...обращаясь к
далёкой луне (далекой Истине, далёкой Свободе)... бормочет: “И ночью при луне
мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги...” [5, 558]. И только
полные любви и горечи слова Маргариты, а вовсе не волшебное питьё, которое
подаёт Коровьев, превращают пациента № 118 в Мастера. Это происходит не у
Воланда, а в арбатском подвальчике, куда, благодаря Маргарите, возвращается
Мастер. “Теперь ты прежний...” [5, 639] — говорит Маргарита. И действительно,
Мастер вновь обретает утраченную веру в любовь, ощущает себя творцом романа:
“...Я помню его наизусть... Я теперь ничего и никогда не забуду...” [5, 644].
Это обновлённый Мастер уже не прячется от луны (Истины), а “...улыбается ей,
как будто знакомой хорошо и любимой...” [5, 652]. Означает ли это, что герой
вновь обрёл прежнюю свободу? Ответ на этот вопрос можно найти, проанализировав
последние сцены романа.
Воланд говорит Мастеру о том, что “...роман прочитали... и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен...” [5, 653], при этом Мастеру показывают героя его романа. Это было последнее испытание для Мастера, проверка, способен ли он, наконец, познать Истину, вновь стать свободным. Но, увы, “...Мастер стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора” [5, 653].