Пользовательского поиска
|
Но, закончив роман, герой попадает из
мира, созданного в романе, в реальную жизнь. “И тогда моя жизнь кончилась...”
[5, 409], — говорит Мастер. Роман отказывались печатать. А когда все же был
напечатан большой отрывок из романа, то в печати появляются критические статьи
под заголовками: “Враг под крылом редактора”, “Воинствующий старообрядец”, в
которых предлагалось “...ударить, и крепко ударить по пилатчине и по тому
богомазу, который вздумал протащить... её в печать..." [5, 411].
Подобные статьи, безусловно, были
знакомы М. Булгакову в его писательской деятельности, когда после публикации
“Белой гвардии” “Комсомольская правда” называла её автора “...новобуржуазным
отродьем, брызжущим отравленной слюной...” [10, 336] и т. д.
Сначала газетные статьи вызывали у
Мастера смех, затем было удивление, после — страх. Создателю романа о Пилате
казалось, “...что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и
что их ярость вызывается именно этим” [5, 413]. Из этого можно сделать вывод,
что все те критики, литераторы, которые с остервенением набросились на
писателя, выбивающегося из их общей массы, крайне не свободные люди, ведь
“...нет ничего противоречащего свободе, чем мыслить иначе, чем действовать, и
действовать иначе, чем мыслить” [9, 13]. Поддавшись страху и отчаянию, Мастер
сжигает свой роман. Это был первый шаг на пути отказа от познания Истины,
первый шаг к потере Свободы.
В больнице внешность и поведение Мастера резко меняются. Перед нами предстаёт уже не создатель романа о прокураторе Иудеи, целеустремлённая и одухотворённая своим “детищем”, по настоящему свободная личность, а больной и безучастный к происходящему человек, который всего боится. Сам герой признаётся, что ему “В особенности ненавистен... людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик...” [5, 399]. Однако равнодушие Мастера простирается дальше взаимоотношения с людьми, он отрекается от своего романа: “Я вспомнить не могу без дрожи мой роман” [5, 418]. Отречение от произведения, в котором воплотились все важнейшие мысли о свободе и несвободе, было следующим шагом потери Мастером свободы. М. Булгаков с помощью едва заметных штрихов в виде фраз, оброненных персонажем, и его действий показывает, как постепенно погибает в человеке чувство необходимости свободы. Покорность сложившимся обстоятельствам автор “Мастера и Маргариты” выявляет не только с помощью речи персонажа, но и применяя цветовую символику. Описывая одежду, в которую облачён его герой, М. Булгаков